Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / ю / Yunnosuke Ito

Юнноскэ Ито (Yunnosuke Ito)

2 февраля 2010г., Феликс Зилич
актер
1919-08-03 1980-03-11

фильмы

Жить / Ikiru (1952)
Бирманская арфа / Biruma no tategoto (1956)
Желтая ворона / Yellow Crow (1957)
Тюдзи Кунисада / Kunisada Chuji (1957)
Баллада о Нараяме / Narayama bushiko (1958)
Гиганты и игрушки / Giants & Toys (1958)
Наводнение / Hanran (1959)
Высохшее озеро / Dry Lake (1960)
Цубаки Сандзюро / Tsubaki Sanjuro (1962)
Синоби / Shinobi no mono (1962)
Грациозный зверь / Graceful Brute (1962)
Небеса и ад / Tengoku no Jigoku (1963)
Бродяга из Канто / Kanto Wanderer (1963)
Самурай-убийца / Samurai Assassin (1964)
Гений дзюдо / Sugata Sanshiro (1965)
Кровь и песок / Fort Graveyard (1965)
Человек-пуля / Nikudan (1968)
Красный лев / Akage (1969)
Одинокий волк и волчонок / Kozure Okami (1972)
Проклятье Дракулы / Evil of Dracula (1974)
Человек, который украл солнце / Taiyo o nusunda otoko (1979)

биография

Если ограничить список любимых японских актеров всего двумя именами, для Юнноскэ Ито обязательно найдется место в этом комбо. И если особо не кривить душой, место у него будет под номером первым. Высокий, худой, с выступающим подбородком, горбатым носом, хриплым голосом и презрительным взглядом. И еще — с пугающе сильным эффектом присутствия и безупречной актерской игрой. Подобных актеров трудно приглашать на эпизодические роли; всегда есть опасность, что с их уходом из кадра фильм обвиснет и потеряет вид, будто человек в невыглаженной одежде.

Первый раз я увидел Юнноскэ Ито в «Самурае-убийце» Кихати Окамото. Его вожак заговорщиков Хосино Хэммоцу с первых кадров очаровал своим внутренним цинизмом и неприкрытой манипулятивностью. Сообщники были для него куклами на веревочках, которыми он беспардонно управлял в собственных интересах. После «Самурая-убийцы» были первые «Синоби» и «Волк с волчонком», потом «Красный лев» и «Икиру» Куросавы. Трех-четырех фильмов вполне хватило, чтобы записать автора этих строк в фанаты актера.

Как это часто бывает в жизни, никто не изобразит человека-манипулятора лучше, чем тот, кто сам неоднократно становился объектом чужих манипуляций. Биография Юнноскэ Ито — печальное подтверждение этой сентенции.

Предки семейства Ито были самураями, служившими клану Овари, и имели приличный ежегодный доход в объеме 300 коку риса. После революции Мэйдзи семья оказалась практически за гранью нищеты; будучи родственниками свергнутого сёгуна, Овари утратили былое влияние, а сословие самураев попросту прекратило свое существование. Первым человеком, возобновившим дорогу семьи наверх, оказался дед Юнноскэ. Принимая участие в местных детских праздниках, он привлек к себе внимание Такаскэ Сукэдакая-четвертого, наследника знаменитой династии актеров театра кабуки. Такаскэ взял юного деда к себе в ученики, привез в столицу, а впоследствии сделал своим наследником, наградив парня подобающим фамильным именем — «Тосси Сувамура-седьмой». После смерти благодетеля «Седьмой» занял его место и стал премьером небольшого столичного театра, где выступал до самого конца эпохи Тайсё.

Второй сын «Седьмого», актер кабуки Соносукэ Савамура (по рождению — Сандзиро Ито), был принят в труппу императорского театра, где и познакомился со своей будущей женой актрисой Норико Судзуки. Главный герой нашего рассказа Ито Юнноскэ был вторым их сыном. Он появился на свет в августе 1919 года в квартале Хигасинака токийского района Асакуса (сейчас это Каминаримон в районе Дайто).

Наследование в актерских династиях — вещь очень серьезная, поэтому сценическое имя «Юнноскэ Савамура» мальчик получил уже в 4 года и 8 месяцев. Неудивительно, что его старший брат Соно к тому моменту был уже официально признан как «Соносукэ Савамура-второй». Новое имя было даровано Юнноскэ вовсе не случайно. В тот исторический вечер он впервые выступил на сцене, и это были не простые подмостки, а сцена нового Вседержавного театра (Тайкокудза) в Ецуя, только что восстановленного после Великого землетрясения Канто.

На шестой день премьеры отец Юнноскэ скоропостижно скончался, и три его сына остались полностью на попечении деда. Два года спустя старик тоже умер, и сиротки с матерью стали жить у родственников. Родственники восприняли эти обстоятельства без энтузиазма и всегда готовы были отчитать и выпороть ребят за любую провинность. В отличие от своих братьев, Юнноскэ был ребенком неуклюжим и туповатым, поэтому основная часть грубых слов доставалась именно ему, «чертову приблудышу». Когда Юнноскэ исполнилось семь лет, мать отдала мальчика учиться в пансион, мечтая, что когда-нибудь он станет учителем, но сама через год заболела и умерла, оставив после себя долги в размере 30 000 йен.

Про школу пришлось забыть. Пытаясь прокормиться, братья и 8-летний Юнноскэ создают свою первую актерскую труппу — «Савамура кёдай продакшн». В 1934 году подросшие братья принимают участие в кастинге для открывшегося театра «Токио Такарадзука», с блеском проходят его и попадают в труппу Toho. Работа в юношеском театре — это почти как служба в армии, «дедовщина» цветет и пахнет, старшие ребята бесконечно издеваются над младшими, придумывая все новые и новые злые шутки. Главный враг Юнноскэ — Миносукэ Бандо (впоследствии живая легенда и «национальное достояние Японии» Мицугоро Бандо-восьмой). Юный Ито даже подумывает зарезать своего обидчика, а потом покончить с собой. От фатальных поступков его удерживает лишь увлеченность профессией. Подросший «Юнноскэ Савамура» открывает для себя «школу реализма» и только после этого наконец-то начинает уважать семейную профессию.

В 1940 году Юнноскэ Ито призван в армию, где его ожидают три года в Маньчжурии в звании рядового. Холод, голод, снова «дедовщина» и пытки типа купания в ванне с дерьмом под бдительным присмотром ликующего начальства. В 1943 году Ито попадает во 2-ю передвижную агитгруппу Фукуко Саэ, которая успешно выступает даже после войны. В 1946-м после гастролей в Ямагате агитгруппа распадается, и Ито возвращается в Токио, где поступает в театральный институт Хатта Мотоо, чтобы наконец стать профессионалом и в совершенстве изучить систему Станиславского.

Дебют Юнноскэ Ито в кино состоялся еще в 1932 году на съемочной площадке фильма Тамоцу Такады «Юнцы», но это так, для протокола. Настоящий роман молодого актера и большого кино начинается уже после войны, когда его шурин Киёси Саэки советует Юнноскэ устроиться на работу в Toho. Юнноскэ работает на студии всего два года (с 1946-го по 1948-й), а потом после знаменитой забастовки окончательно уходит на вольные хлеба.

Необычная внешность и игра на грани эксцентрики и гротеска (отнюдь не противоречащие системе Станиславского) делают из Ито настоящего мастера эпизода. Его появления на экране трудно не заметить, он практически поглощает кадр, и эта способность растет у него год от года. Первая примечательная роль Юнноскэ Ито для любого западного зрителя — богемный писатель из фильма Куросавы «Жить», с которым герой Симуры знакомится в ночном баре на Синдзюку. Очень странный и живой Вергилий.

Первую главную роль Юнноскэ Ито получает у Кона Итикавы. Режиссер уже несколько лет использует неформатность Ито почти в каждом своем проекте, поэтому выбор главного героя для картины «Господин Пу» не составляет для него особого труда. Роль карикатурного маленького человека, сошедшего со страниц комикса, становится для актера поворотной. Его теперь не только замечают, но и приглашают; он становится актером первого плана.

Находясь на пике карьеры, Юнноскэ Ито выпускает по несколько фильмов в год, но никогда не повторяется. Достаточно сравнить всех его персонажей начала 60-х, чтобы восхититься феноменальному умению актера с легкостью менять маски. В 1962 году Ито получает главный приз газеты «Майнити»: его ниндзя Момоти Сандаю из фильма «Синоби» живет полноценной двойной жизнью, за считанные секунды превращаясь из себя самого в своего самого главного врага.

В июне 1968 года Ито переживает первый инсульт, с односторонним параличом. После продолжительного лечения здоровье постепенно восстанавливается, и актер возвращается в кино. Ему 50, но выглядит он уже значительно старше: столь серьезный недуг невозможно скрыть. Ситуацию осложняет и критическое эссе, опубликованное Ито незадолго до приступа. В эссе Ито сурово бичевал нравы современной кинотусовки. Вроде бы полная ерунда, в наши дни подобным никого не удивишь, но здороваться и улыбаться перестали очень многие.

Юнноскэ Ито на шестом десятке — актер телевидения. В начале 70-х японский кинематограф окончательно вышел в тираж, и бегство к «голубому экрану» было единственным способом спасения для сотен профессионалов из мира кино. Сериалы этого времени — сплошное «белое пятно» для западного зрителя, поэтому отследить жизненный путь нашего героя очень трудно. Среди проектов, в которых Ито принимал участие, много популярных и с высокими рейтингами, но понять объемы его участия невозможно.

5 марта 1980 года Юнноскэ Ито приезжает на лечение в Ито, городок-тёзку на востоке Идзу. Местные горячие источники не помогают, и уже на следующее утро актер ложится в местную клинику. Пять дней спустя он умирает от инфаркта.

Вместе с ним уходит в прошлое четвертое поколение актеров семейства Ито. Уходит, оставляя после себя наследников: жену — Минэко Киритака, бывшую актрису студии Shintoho, сына — актера Такаси Ито (последний раз я видел его в тайга-драме «Знамена самураев» — он играл Садаюки Ямамото), дочь — певицу Тэруко Ито и лучшего ученика — актера Ясуо Дайти (номинации на призы японской киноакадемии за «Пошли в больницу» Такиты и «Вымогательство по-японски» Итами).

Старик Такаскэ Сукэдакай-четвертый редко ошибался.

список