Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / у / Umetsugu Inoue

Умэцугу Иноуэ (Umetsugu Inoue)

24 марта 2010г., Феликс Зилич
режиссер
1923-05-31 2010-02-11

фильмы

Сасукэ Сарутоби / Sasuke Sarutobi (1955)
Жар-Птица / Hi no Tori (1956)
Орёл и сокол / Washi to taka (1957)
Ураганный барабанщик / Man Who Causes a Storm (1957)
Победа и поражение / Victory and Defeat (1960)
Школа для жён / School For Wives (1961)
Дурная женщина и три злодея / Wicked Woman and Three (1962)
Черная ящерица / Black Lizard (1962)
Последний день подпольного мира / Underworld’s Judgement Day (1962)
Третья тень / The Third Shadow (1963)
Горячие дни для преступности / Biggest Fight in the Underground World (1963)
На улицах, где правит преступный мир / Main Street in the Underworld (1964)
Черный тать / Thief in Black (1964)
Большая разборка / Grand Contest (1965)
Вечер перед сражением / King of the Hill (1965)
Честный, но бездомный / Code of Vagrants (1965)
Красный сокол / Red Hawk (1965)
Король Барабанщик / King Drummer (1967)
Ноктюрн Гонконга / Hong Kong Nocturne (1967)
Рапсодия Гонконга / Hong Kong Rhapsody (1968)
Погоня за миллионерами / The Millionaire Chase (1969)
Поющий эскорт / Singing Escort (1969)
Кто принёс младенца в класс? / Whose Baby in the Classroom (1970)
Живая мишень / Human Target (1970)

биография

В конце 70-х режиссера Умэцугу Иноуэ пригласили прочитать курс лекций для студентов университета Нихон. В числе первых реплик из зала прозвучал вопрос о работе мастера на ТВ: в чем секрет вашего ремесла, сэнсэй, мы каждую неделю смотрим ваши телефильмы про детектива Когоро Акэти и никак не можем понять. Иноуэ ответил очень быстро: секрет простой, есть только один способ удержать телезрителя у экрана в десять часов вечера — показать ему голую женщину; пусть всего на несколько секунд и в полумраке, но этого всегда хватает, чтобы сонливость улетучилась, а в глазах зажглись любопытство и азарт.

Умэцугу Иноуэ умел общаться с молодежью. Он знал, что такое sex appeal, как его правильно готовить и c каким гарниром подавать. На создании молодых идолов он специализировался уже 30 лет. Юдзиро Исихара и Райдзо Итикава, Рурико Асаока и Фудзи Ямамото, Хироси Кавагути и сам Джонни Китагава. Иноуэ работал с ними всеми и прекрасно знал их слабые и сильные стороны.

Карьера режиссера Умэцугу Иноуэ — одна из самых необычных в истории японского кино. 115 полнометражных фильмов всего за 20 лет, из них 13 сняты за пределами Японии, в Гонконге. Плюс 105 реализованных сценариев и около дюжины выпущенных римейков, половину из которых поставил он сам.

Сэнсэй, как вам это удается? В чем ваш секрет?

Просто я умею считать деньги. Некоторые мои коллеги уверены, что для нормальной работы нужны только сценарий и раскадровка. Идиотское заблуждение. Для нормальной и продуктивной работы режиссеру нужна также точная и подробная бухгалтерская смета. Приходя на съемочную площадку, режиссер должен знать стоимость каждой лампочки, каждого бутерброда с помидорами. Лишь тогда он сможет полностью реализовать все свои идеи.

Умэцугу Иноуэ — выпускник экономического факультета университета Кэйо, о чем нетрудно догадаться c самого начала. В 1947 году 23-летний бухгалтер решил отказаться от работы по специальности и устроился сценаристом на Shintōhō. Об этом периоде его карьеры почти ничего неизвестно, зато известно, что свой первый фильм Иноуэ поставил (по собственному сценарию) уже пять лет спустя. Это была романтическая комедия о студентах — «Группа поддержки для влюбленных» с Кэйдзо Кобаяси в главной роли.

В 1955 году студия Nikkatsu организует тотальный ребрендинг собственного кинобизнеса. Планируя ориентироваться на подростков, продюсеры сманивают у конкурентов десятки молодых режиссеров, обещая им быстрый карьерный рост и широкие горизонты для самовыражения. Среди «обращенных» оказывается и Иноуэ. После дюжины успешных «бэшек» он уходит с Shintōhō и на первых порах меняет свои предпочтения. Вместо молодежных комедий выпускает шпионские боевики, криминальные триллеры и даже самурайские фильмы. Первым его фильмом на Nikkatsu становится черно-белая ниндзя-комедия «Сасукэ Сарутоби», где двух легендарных соперников — Сасукэ и Гоэмона Итикаву — сыграли две большие студийные звезды Фрэнки Сакаи и Мититаро Мидзусима (Underworld Beauty, Naked With Gun).

Настоящий успех приходит к режиссеру осенью 1957 года после выхода двух киношлягеров с участием вожака «солнечного племени» Юдзиро Исихары — «Орла с соколом» и «Ураганного барабанщика». Первый фильм приносит актеру престижную «Голубую ленту» в номинации «Лучший новый актер», второй становится его визитной карточкой на всю жизнь.

«Ураганный барабанщик» (или «Человек, несущий с собой бурю») — архетипическая картина не только для Исихары, но и для режиссера Иноуэ. Формула этого фильма — формула половины его лент, его самый любимый трафарет. Жанр: музыкальная комедия или драмеди. Место действия: ночной клуб или танцплощадка. Герои: молодые люди, чаще всего — музыканты в попытке найти себя и свое место под луной.

После успеха «Барабанщика» Иноуэ ненадолго становится ведущим специалистом Nikkatsu по молодым идолам: Юдзиро Исихара и Акира Кобаяси — его главные звезды. Но уже осенью 1958 года Иноуэ видит, что успех его картин почти никак не отражается на его гонорарах. Почувствовав, что начальство пытается задвинуть его на второй план, Умэцугу увольняется с Nikkatsu. Теперь он — режиссер-фрилансер, каковым и останется до конца карьеры.

Такой фрилансер всегда нарасхват: его специализация уже не имеет особого значения, главное — это авторитет среди коллег по цеху. Иноуэ переезжает со студии на студию, успевая иногда работать одновременно у нескольких конкурентов. На Toei он снимает три фильма с Кодзи Цурутой из его популярной серии «Преступный мир», а после этого еще полдюжины ранних нинкё-эйга. На Daiei Иноуэ становится одним из главных иконографов Фудзико Ямамото, что не мешает режиссеру снять два или три самурайских фильма с Райдзо Итикавой. Один из фильмов, снятых нашим героем в эти годы на Shochiku, попадает в советский прокат — это «Сезон любви».

Во второй половине 60-х гонконгская студия Shaw Brothers приглашает на работу японских режиссеров-фрилансеров. Цель у братьев Шоу — самая благородная; они хотят, чтобы японцы научили китайских коллег снимать современные развлекательные фильмы, про музыку и про молодежь. Почти все приглашенные — бывшие контрактники Nikkatsu. Не секрет, что за образец для подражания китайцы выбрали стиль именно этой студии.

Умэцугу Иноуэ оказывается самым востребованным из «варягов». Он снимает не два и не три, а целых 13 фильмов, среди которых есть место и римейку его «Барабанщика». Лепить фильмы Умэцугу удается почти на ходу, и сбитый с толку «китайский десант» лишь активизирует его творческую жилку. Дело в том, что для работы над заказными фильмами ему даже не приходится ездить в Гонконг, действие почти всех картин разворачивается в Японии, на курортах или в закрытых учебных заведениях. Минимум актеров, натуральные декорации, живые диалоги.

Самые крупнобюджетные проекты из этой «чертовой дюжины» — «Ноктюрн Гонконга» и «Реквием Гонконга» — исключение из правил. Это масштабные музыкальные драмы в традициях классического Голливуда.

В начале 70-х японский студийный кинематограф постепенно увядает, и ветеран Иноуэ вынужден уйти на телевидение. Самые известные его работы этого периода — телефильмы про детектива Когоро Акэти, снятые по мотивам новелл Эдогавы Рампо.

В начале 80-х в карьере режиссера возникает последний всплеск активности, связанный с его знакомством с Джонни Китагавой.

Джонни Китагава — одна из самых эпатажных фигур современного японского шоу-бизнеса. Джонни Китагава — основатель продюсерского агентства «Джонни и Ко», которое уже почти сорок лет поставляет телеканалам и эстрадной сцене десятки и сотни кавайных мальчиков-бисёнэнов. По забавной случайности Джонни Китагава оказывается родственником жены Иноуэ — актрисы Юмэдзи Цукиоки. Джонни и Умэцугу знакомятся, и вскоре ветеран бисёнэнского фронта подписан на целую серию новых телепроектов. Среди них — только не удивляйтесь — очередной римейк «Ураганного барабанщика». На этот раз — с Масахико Кондо. Командир, не томи людей, сыграй «Мурку»!

список