Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / у / Utaemon Ichikawa

Утаэмон Итикава (Utaemon Ichikawa)

27 апреля 2007г., Феликс Зилич
актер
1904-02-11 1999-09-16

фильмы

Преисподняя Черного Бога \ Kurokami Jigoku (1926)
47 ронинов \ Chushingura — Zenpen (1932)
47 ронинов \ Genroku Chushingura (1941)
Пятеро из Эдо \ Oedo Gonin Otoko (1951)
Порт чести \ Ninkyo Shimizu Minato\ Port of Honor (1957)
Восстание племени хаято \ Hayato-zoku no Hanran (1957)
Скучающий Хатамото и тайна усадьбы Принцессы-Гадюки \ Hatamoto Taikutsu Otoko Nazo No Hebi Hime Yashiki \ Bored Hatamoto: Riddle of the Snake Princess’ Mansion (1957)
Дух рыцарства \ Ninkyo Tokaido \ A Chivalrous Spirit (1958)
Семеро из Эдо \ O-Edu Shinchinishu \ Seven From Edo (1957)
Мокрый воробей Гомпати \ Nuretsubame Kurenai Gonpachi\ Drenched Swallow Gonpachi (1958)
47 ронинов \ Chushingura: Oka no maki, Kikko no maki \ 47 Masterless Samurai (1959)
Замок Ако \ Ako Roshi (1959)
Советник Мито \ Mito Komon \ Lord Mito (1959)
Скучающий хатамото и тайна китайского цирка / Acrobats of Death / Hatamoto Taikutsu Otoko: Nazo no Nanbandaiko (1959)
Путь рыцарства \ Ninkyo Nakasendo \ Road of Chivalry (1960)
Хозяин стального сердца \ Tekka Daimyo \ Lord of Steel Heart (1961)
Пьяный меч \ Yoidore Musoken \ The Drunken Sword (1961)
Меч Кисараги \ Kisaragi Musoken \ Kisaragi Sword (1962)
Совет вассала \ Knightly Advice / Tenka no goiken ban (1962)
Cкучающий Хатамото и тайна рифа Дракона \ Hatamoto Taikutsu Otoko, Nazo no Ryujin Misaki \ Bored Hatamoto — The Mysterious Cape (1963)

биография

Место Утаэмона Итикавы в истории самурайского кино всегда вызывало у меня легкое удивление. Человек всю жизнь умудрялся играть благородных самураев и честных якудза, никогда при этом окончательно не принося клятву верности ни одной из студий-мажоров того времени. Переходя с одной площадки на другую, он продолжал играть тех же самых героев, что и раньше, но уже в окружении новых актеров и новых работников сцены. А все лишь потому, что Утаэмон прекрасно понимал: главное для настоящего профессионала и большой звезды не только держать нос по ветру, но и всегда оставаться самим собой.

Утаэмон Итикава появился на свет в сентябре 1904 года в семье профессиональных актеров театра кабуки. Предпринимательская жилка проявилась у молодого лицедея довольно рано. Ему не было и двадцати, когда он собрал собственную труппу. Удивляться тут особо нечему, так как настоящих актеров кабуки воспитывают обычно с четырех лет. К 16 годам они уже превращаются в суровых профессионалов со множеством амбиций и планов на будущее. Никто из них не собирается жить вечно.

Работа в собственном коллективе быстро надоела молодому Утаэмону. Спустя всего лишь год после его создания он предпочел бросить подмостки и уйти в кинематограф. Это происходит в 1925 году после знакомства с «отцом японского кино» Содзо Макино. Подписав контракт с Makino Studios, Итикава два года активно снимается в немых дзидайгэки, а затем создает собственную производственную компанию Utaemon Ichikawa Film Production Co., как поступали многие звезды того времени. Всегда и везде Утаэмон предпочитает все делать сам. Он еще не стал звездой, но уже прекрасно знает, как и где себя продать. Он молод, красив и, по мнению многих коллег, талантлив, а этого вполне достаточно для того, чтобы выйти в люди.

В 1928 году Содзо Макино решает сделать себе подарок на 50-летие. Он приступает к осуществлению самого дорогого проекта в истории своей студии — полнобюджетной постановки сказания о 47 ронинах. Утаэмону в этом фильме достается одна из главных ролей, но этого для него уже недостаточно. Фильм про замок Ако снимают в Японии почти ежегодно, и прославиться участием в таком проекте практически невозможно. Разумнее придумать собственного персонажа, сделав его своей визитной карточкой на долгие годы.

Для Утаэмона такой визитной карточкой становится роль Саотомэ Мондоносукэ — Скучающего Знаменосца, непобедимого воина-хатамото со шрамом в виде полумесяца, преданно служащего сёгунату. Начиная с 1929 года о Знаменосце было снято более 20 картин. Утаэмону Итикаве было 25 лет, когда он впервые примерил на себя этот образ, и уже за 60, когда он от него наконец отказался. Хотя, честно говоря, совсем отступиться он так и не смог. Его герой вскоре перекочевал на телеэкраны, где неожиданно приобрел внешность родного сына Итикавы — Кинъи Китаодзи. Отец остался до последнего верен своему главному жизненному принципу — «все в дом».

После смерти Содзо Макино Итикава понимает, что пришла пора сменить хозяев. В 1936 году он сворачивает собственную производственную компанию и идет продаваться на студию Nikkatsu. Сделка оказывается удачной. Ему удается сохранить за собой все свои привилегии.

Эпоха Итикавы продолжается в жанре дзидайгэки еще около десятилетия. Начало оккупации и запрет на самурайские фильмы моментально выбивает почву из-под ног уже немолодого актера. К счастью, к этому времени он уже не рядовой лицедей, а авторитетный кинопродюсер со связями во всех крупнейших студиях страны.

В начале 50-х Итикава становится одним из инициаторов создания студии Toei. Оккупация закончена, и самурайское кино снова заполняет экраны. За считанные месяцы к продюсеру Итикаве фактически возвращается прежний статус. Ему уже 50, он толст и неуклюж, но это никого не смущает. Каждый мальчишка в Токио знает, что настоящие знаменосцы никогда не стареют и не теряют своего мастерства.

Актерская карьера Итикавы после прихода на Toei продлится еще почти десять лет, после чего он по собственному желанию уйдет с экранов. После этого он проживет еще 35 лет, а потом тихо умрет в окружении своих внуков и правнуков.

Его сын, Кинъя Китаодзи, снимается в кино и по сей день, но ему вряд ли когда-нибудь удастся достичь отцовской популярности. Пожалуй, старику до последнего вздоха было приятно сознавать, что в своем семействе он так и остался Номером Первым.

список