Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / т / Tomisaburo Wakayama

Томисабуро Вакаяма (Tomisaburo Wakayama)

19 марта 2010г., Феликс Зилич
актер
1929-09-01 1992-04-02

фильмы

Детективные истории франта Сасити / Ningyô Sashichi torimonochô: Yôen roku shibijin (1956)
За пригоршню рю / Сёкин Касэги (1969)
Одинокий волк и его волчонок / Кодзурэ Оками (1972-1974)
Колыбельная для убийцы / Akuma no temari-uta (1977)
Внезапное убийство: О, сын мой! / Shodo satsujin: Musuko yo (1979)

биография


Томисабуро Вакаяма скончался 2 апреля 1992 года в возрасте 62 лет. Смерть актера была внезапной: всего за пару минут до инфаркта Вакаяма сидел за общим столом и играл в маджонг с друзьями. Среди присутствующих были Тамао Накамура, Нидзико Киёкава и родной брат актера Синтаро Кацу. Через два дня во время похоронной церемонии Синтаро (по рождению — Тосио Окумура) откроет сосуд с останками покойного брата и со слезами на глазах съест перед камерами несколько пригоршней праха. Я, признаться, не знаю — возможно, на Востоке это распространенная практика, но в биографии братьев это очень показательный эпизод. Братья Окумура были не только одними из лучших актеров своего времени. Они были самыми яркими мачо поколения 60-70-х — на экране и в жизни, на съемочной площадке и далеко за ее пределами. Самцами, чей мачизм зачастую доходил до пугающего абсурда.

Про Синтаро Кацу будет отдельный рассказ. Сегодня — история его старшего брата.

Как вы уже поняли, Томисабуро Вакаяма и Синтаро Кацу — экранные псевдонимы. Настоящие имена мальчиков — Масару и Тосио Окумура. Отец Масару и Тосио был популярным певцом в жанре «нагаута», поэтому и братьям предстояла профессиональная игра на сямисэне. Не выдержав такой предрешенности, старший сын в 1949 году сбежал из дома, но покинуть профессию не смог. Масару стал учеником другого мастера «нагаута» — Сэйтиро Вакаямы, чью фамилию использовал до конца своих дней (на самом деле, несмотря на созвучность, мы имеем дело с двумя разными именами; фамилия Вакаямы-певца начинается с иероглифа «вака» — «поэтический жанр вака», а у нашего героя «вака» означает «молодой».)

В 1954 году 24-летний Вакаяма поступает на работу в компанию Shintōhō элитным «мальчиком на побегушках». Его прямая обязанность в первые месяцы работы на студии — встречать и провожать машины с гостями. Парня быстро заметили. Он был высоким, плечистым, имел пятый дан по дзюдо, глубокий низкий голос, а также репутацию хорошего певца и удачливого бабника.

Дебют в кино не заставил себя ждать. В новой дилогии Тая Като про сказочного ниндзя Дзирая Вакаяма получил роль его соратника и сайдкика. Год спустя продюсеры подарили актеру киносериал — «Детективные истории франта Сасити» («Нингё Сасити торимонотё»), в рамках которого с Вакаямой было снято шесть фильмов на Shintōhō, а потом еще шесть на Toei. Спустя еще год Томисабуро был утвержден на главную роль в телесериал «Дзэнигата Хэйдзи».

Но это была только иллюзия успеха. Прошло несколько лет, и Вакаяма заподозрил, что уже достиг потолка своего амплуа. Он — идеальный сайдкик, очень колоритный и заметный, но не более того. Продюсеры не торопились звать его на главные роли, пижон Сасити так и остался его единственным фирменным героем. Вдобавок к этому, после банкротства Shintōhō 30-летнему Вакаяме пришлось переползти на Toei, где выбор ролей оказался еще скучнее.

Между тем амплуа Вакаямы в тот исторический момент было вполне востребовано, Юдзиро Исихара всего на пять лет моложе нашего героя. Образ грубого, но сентиментального увальня, у микрофона и в цацках, уже несколько лет сводит с ума миллионы японок.

В 1962 году Вакаяма переходит на студию Daiei, где к тому времени уже сделал успешную карьеру его младший брат. Президент студии Масаити Нагата подумал и решил: главный тормоз в карьере нового бойца — его имидж, тесно связанный с музыкальным прошлым. По приказу босса Вакаяма меняет имя: теперь он значится в титрах как Дзё Кэндзабуро.

Ничего не меняется.

Но теперь уже очевидно, что злодеи и отморозки получаются у Вакаямы убедительнее и правдивее, чем герои без страха и упрека. Вакаяма на Daiei — второй, но никак не первый. Он прекрасно дополняет своего брата или Райдзо Итикаву в любой популярной франшизе («Дзатоити», «Кёсиро Нэмури», «Синоби»), но стать звездой у него не получается. Актер даже пытается идти ва-банк: он женится на популярной актрисе Рэйко Фудзиваре, с которой близко сошелся на съемках первых «Синоби» (не помогло!); потом заводит скандальный роман с юной Митиё Оокоцу (Ёко из «Точки замерзания») (снова не помогло!)

В 1966 году разочарованный Вакаяма уходит на Toei. Он возвращает из забвения свой прежний псевдоним (собственно, Вакаяма) и снова начинает делать карьеру с нуля. На этот раз актер не отказывается даже от самых мелких ролей, с радостью берется за комедии и нинкё-эйга. Он понял наконец: детство кончилось, он больше не кавайный мальчик.

Удача улыбается нашему герою: Вакаяма как характерный актер становится невероятно востребован в фильмах про якудза. Брутальная фактура выигрышно отличает его от других звезд жанра, аскетичных и немногословных Кэна Такакуры и Кодзи Цуруты. Вакаяма-якудза не вызывает сомнений в том, что он — якудза. Большой, красномордый, очень громкий и вульгарный. Но при этом всегда честный, прямолинейный, смелый и инфантильный. Большой ребенок, Карлсон из клана Ямагути.

Режиссеры, работавшие с Вакаямой, утверждали, что этот образ ничем не отличался от характера самого актера. «Томисабуро — тонкий и хорошо чувствующий момент профессионал, но его главное достоинство — умение проецировать природную натуру на рисунок собственных персонажей. Томисабуро всегда был и остается украшением любого фильма. Даже в тех случаях, когда невероятно халтурил и переигрывал… «Большой ребенок», жертва своего настроения, непредсказуемый и вездесущий. Пять минут назад он помогал режиссеру и строил съемочную группу, а сейчас его уже не видно и не слышно, он обиделся, молчит, не отвечает на вопросы… Пьяница — нет, сладкоежка — да. Если кофе, то всегда с молоком и сахаром, если «слегка перекусить», то обязательно со сладким бобовым дайфуку и карамелью. Он вполне мог разбудить среди ночи кого-нибудь из младших коллег по актерскому цеху и пригласить на порцию сируко (сладкий суп из красных бобов)».

Режиссеры и коллеги Вакаяму любили, но остальные участники съемочного процесса скорее опасались и пытались не попадаться ему на глаза. «Во времена работы на Daiei он бывал очень грубым, мог легко нахамить и дать в репу не только младшим сотрудникам, но даже режиссерам и продюсерам. Хотя, надо все же признать, бил всегда за дело… Обращения «Вакаяма-сан» не любил и всегда игнорировал, отзывался только на «Вакаяма-сэнсэй»… К родственникам и друзьям относился покровительственно и по-доброму, в обиду не давал, но в случае провинности колотил очень серьезно… Исключение — дети, c детьми всегда был добр и ласков».

Переход фильмов про якудза из формата «нинкё» (благородная идиллия) в «дзицуроку» (колбасный реализм) прошел для Вакаямы почти незаметно. Его маргинальные герои всегда жили на грани, поэтому для трансформации персонажа требовалось лишь слегка выкрутить ручку контрастов. Исключение — фильмы Киндзи Фукасаку: здесь ручку приходилось выкручивать до упора. Вопящие бандиты-анархисты, обвязанные гранатами вместо подтяжек, — это не просто смещение шаблона, но и угроза для всей карьеры.

Стоит, правда, заметить, что всплеск популярности «дзицуроку» вызвал не просто смещение шаблона, а раздвоение амплуа. Отныне Вакаяма играл на Toei либо законченных отморозков, либо комедийных боссов с манерами Попандопуло. Времена абстрактного благородства окончательно канули в Лету, став привилегией последних самурайских фильмов. Точнее, в самурайских фильмах к началу 70-х благородства тоже оставалось мало, но здесь, по крайней мере, никто не давил на мысль, что каждый персонаж с мечом — подонок, манипулятор и трус.

Нет, Томисабуро не отказался от своего тямбарного образа. Мастер кэндо и рукопашного боя был все еще востребован в картонном Эдо. После успеха его фильмов про якудза дирекция Toei доверила актеру цикл фильмов про «Порочного монаха», а также телесериал «За пригоршню рю» («Сёкин Касэги»).

Настоящий прорыв (в том числе и на Запад) приключился в 1972 году, когда после закрытия Daiei Синтаро Кацу взялся за продюсерскую деятельность и презентовал брату главную роль в сексталогии «Одинокий волк и его волчонок» («Кодзурэ Оками»). Роль бывшего сёгунского палача Итто Огами — та самая роль, за которую Вакаяму будут помнить не только его потомки, но и наши с вами. Без единого лишнего слова, случайного жеста или неконтролируемого движения глаз актер создал образ одного из величайших героев приключенческого кино. После завершения цикла Синтаро Кацу пытался повторить чудо в телесериале «Немой самурай», но это была уже совершенно другая песня.

Годы идут, люди стареют, а жанровые фильмы по-прежнему остаются для многих синонимом вульгарных развлечений. Признание со стороны «серьезного» кино приходит к Вакаяме только в апреле 1977 года, когда на экраны Японии выходят фильмы «Колыбельная для убийцы» Кона Итикавы и «Инцидент» Ёситаро Номуры. Детектив Исогава и адвокат Кикути не пытались выглядеть франтами, щеголями или героями. Они были уже немолодыми людьми, душевными, отзывчивыми и очень добрыми. И что самое главное — вполне правдоподобными.

Зрительский успех и награды критиков и академиков изменили образ актера до неузнаваемости. Ему стали предлагать большие и беспроигрышные роли в лучших мейнстримовых проектах. Всего два года спустя Вакаяма возвращается домой уже со вторым призом японской академии. На этот за главную роль в картине «Внезапное убийство. О, сын мой!», где он сыграл на пару с живой легендой Хидэко Такаминэ.

После этого он уже до конца своих дней не выходил из высшей лиги. Кино, телевидение, театр — его были рады видеть везде и всегда. В субботу — в прайм-таймовом телеварьете «Всем собраться у экранов», где он выступал с музыкальными номерами и пародийными сценками. В воскресенье — в театральных постановках Юкио Нинагавы, где музыкальное прошлое и безупречный слух делали его звездой сценических версий «Трехгрошовой оперы» и «Энни» (на 33-м фестивале международных искусств Вакаяма даже получил награду за роль Мунэтоси Каватиямы в театральной постановке «Шести знаменитых поэтов эпохи Тэмпо» Мацубаяси Бакуэна).

Томисабуро Вакаяма скончался 2 апреля 1992 года в возрасте 62 лет.

Остальное вы уже знаете.

список