Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / т / Chiezo Kataoka

Тиэдзо Катаока (Chiezo Kataoka)

23 апреля 2007г., Феликс Зилич
актер
1903-03-30 1983-03-03

фильмы

Мир на земле \ Tenka Taiheike \ Peace on Earth (1928)
Воспоминания о матери \ Banba no Chutaro: Mabuta no Haho \ Memories of Mother (1931)
Поющие пташки \ Oshidori Utagassen \ The Singing Lovebirds (1939)
Миямото Мусаси \ Musashi Miyamoto Bangaichi (1940)
Миямото Мусаси 2 \ Miyamoto Musashi: Daisanbu — Kenshin ichiro (1942)
Миямото Мусаси 3 \ Miyamoto Musashi: Daisaichi — Kusawaki no Hitobito (1942)
Миямото Мусаси 4 \ Miyamoto Musashi: — Ichijoji Ketto (1942)
Кровавое копье на горе Фудзи \ Chiyari Fuji \ Bloody Spear on Mountain Fuji (1955)
Сасаки Кодзиро \ Sasaki Kojiro (1957)
Сасаки Кодзиро 2 \ Sasaki Kojiro 2 (1957)
Порт чести \ Ninkyo Shimizu Minato \ Port of Honor (1957)
Магистрат Ястреб \ Falcon Magistrate (1957)
Магистрат Пламя \ Hinotama Bugyo \ Fireball Magistrate (1958)
Человек в алом плаще \ Murasaki Zukin \ Purple Hooden Man (1958)
Чудзи из Кунисады \ Kunisada Chuji — A National Authority \ Kunisada Chiji (1958)
Дух рыцарства \ Ninkyo Tokaido \ A Chivalrous Spirit (1958)
47 ронинов \ Chushingura: Oka no maki, Kikko no maki \ 47 Masterless Samurai (1959)
Записки сыщика Хансити: три тайны \ Hanshichi Torimonocho — Mitsu no Nazo (1960)
Советник Мито \ Mito Komon \ Lord Mito (1960)
Мост цветущей сакуры \ Sakura Hangan \ Cherry Blossom Judge (1962)
Гоблин в рясе \ Obozu Tengu \ Tengu Priest (1962)
Совет вассала \ Knightly Advice / Tenka no goiken ban (1962)
13 убийц \ Jusan-nin no Shikaku \ 13 assassins (1963)
Гробница сегуна \ Gokinso Yaburi \ Shogun’s Vault (1964)
Великая дуэль\ Dai Satsujin \ The Great Duel (1964)
Семья Цветущей Сакуры из Канто \ Junko intai kinen eiga: Kanto hizakura ikka \ Cherry Blossom Fire Gang (1972)
Оружие ниндзя \ Yoja no Maden \ Ninja’s Weapon (1978)
Последние дни верховного босса \ Nihon no Don — Kanketsu Hen \ Godfather of Japan: Final Chapter (1978)
Смерть сёгуна \ Sanada Yukimura Boryaku (1979)

биография

Накануне вторжения в Маньчжурию студия Nikkatsu почти единолично царила на кинематографическом олимпе Японии. Актеров Nikkatsu знали даже за пределами страны, а их режиссеров с готовностью приняла бы любая студия-конкурент. В те годы считалось, что у Nikkatsu есть три уникальных сокровища. Три актера, участие которых в картине обеспечивало ей несомненный успех: Цумасабуро Бандо, Кандзюро Араси и Тиэдзо Катаока. Из этой бесценной троицы именно Катаока был самым молодым и самым любимым у публики.

Катаока родился в провинции Гумма, но вырос на улицах Токио. Семья потомственных актеров театра кабуки испытывала постоянную потребность в публике, поэтому перебралась в столицу довольно быстро. Молодому актеру было всего лишь 18 лет, когда он впервые попался на глаза агентам из Nikkatsu. Уже после первых нескольких работ им стало понятно, что перед ними потенциальная звезда. Парень был красив, харизматичен и даже немного брутален, что качественно отличало его от многих сверстников. Вдобавок к этому, он был чертовски трудолюбив, что являлось дополнительным фактором в пользу его приема на работу. Сразу надо сказать, что агенты не ошиблись. Юный Катаока стал звездой всего через пару лет.

Уже в 1928 году он становится самостоятельным продюсером. Тиэдзо по-прежнему продолжает работать на Nikkatsu, но при этом сам занимается выпуском всех своих новых картин. Цель актера вполне очевидна — он хочет добавить в свою работу больше реализма и глубины. Незадолго до него подобное сделал Цумасабуро Бандо, и успешный опыт старшего коллеги вселил в Катаоку уверенность в собственных силах.

Одной из первых продюсерских работ актера стал режиссерский дебют будущего классика Хироси Инагаки «Самурай в пути» \ Wandering Swordsman. Актер и режиссер очень быстро нашли общий язык и впоследствии работали вместе на протяжении двух десятилетий. Именно в первых фильмах Инагаки зрители быстро отметили перемену в игре Катаоки. Взяв под контроль творческий процесс, Тиэдзо стал играть более резко и нервно, активно используя необычные движения из своего прежнего опыта актера кабуки. Подобного в жанровом кино того времени еще не было, поэтому эксперименты молодой звезды были встречены с большим любопытством. Если добавить, что в тот период времени японское кино начинало медленно переходить на звуковой стандарт, то Катаока оказался в самом авангарде современного кинематографа.

Не стоит забывать, что в эти годы ему еще не было и 30 лет. Актер еще молод и красив, поэтому его фанаты готовы терпеливо сносить все его выходки. Тиэдзо тем временем продолжает поиск идеального драматического героя, примеривая маски тех или иных персонажей из современной ему жанровой литературы. Кан Симодзава и Син Хасэгава — их книги будут экранизировать на протяжении всего XX века, но именно Катаока первым адаптирует их для большого экрана. Печально, что большая часть этих картин так и не дожила до наших дней, а оставшаяся еще ждет своего времени для выхода на DVD. А ведь среди потерянных картин множество признанных шедевров. Таких, как первая трилогия Инагаки про странствующего разбойника Цудзи из Кунисады.

Перед войной Катаока экспериментирует, поэтому старается работать с самыми необычными авторами типа режиссера Яманаки и сценариста Мансаки Итами. В эти годы он регулярно отказывается от своего трагического имиджа, снимаясь в мюзиклах и костюмной фантастике. В одном из таких фильмов Тиэдзо даже ставит поединок между двумя героями, которых играет сам в одиночку. Это становится первым подобным прецедентом в истории кино.

Но все эти милые опыты заканчиваются уже с началом войны, когда правительство начинает требовать от киношников тонны патриотического пафоса. Главным героем Катаоки этого времени становится Мусаси Миямото, которого для него ставит в четырех фильмах его постоянный товарищ Инагаки.

После завершения войны и начала оккупации самурайское кино оказывается под запретом, и Катаока постепенно становится невостребованным. Ситуацию усложняет еще и возраст актера. Ему уже за 40, поэтому лицо бывшего красавца начинает медленно грубеть и изменяться. Он теперь старый и страшный, а отпечаток внутренних мучений клеймом ложится на его лицо. К счастью, судьба оказывается к нему милосердной, так что Тиэдзо ждут впереди еще почти 30 лет работы в кино.

В 1954 году Тиэдзо Катаока подписывает контракт со студией Toei и становится одной из главных звезд самурайского кино категории «Б». С его талантами и опытом ему удается не затеряться среди целой плеяды молодых звезд. Хотя надо признать, что с такой внешностью, как у него, затеряться сложно даже в толпе. Всего за несколько лет Тиэдзо подтверждает свой звездный статус и становится завсегдатаем самых дорогих проектов студии. Его не смущает то, что в них он обычно оттеняет молодую звезду — Хасидзо Окаву или Кинносукэ Накамуру. Он не в обиде. В повседневной работе Катаоке хватает и главных ролей. Тем более что в эти годы он оказывается задействован в нескольких крупных киносериалах. Достаточно вспомнить хотя бы очередную трилогию про Перевал Великого Будды или шесть фильмов про самурая Кинсиро Тояму.

В середине 60-х Катаока не уходит из кино, как поступили многие его коллеги, а остается штатным актером студии Toei. Ролей у него в это время мало, зато все они колоритные.

Визитной карточкой этой эпохи для Катаоки становится работа на телевидении, где он снимается в нескольких долгоиграющих сериалах. Например, в знаменитом «Наместнике Ооке» он сыграл отца главного героя Ооки Тадасукэ.

3 марта 1983 года актера не стало.

список