Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / н / Norio Tsuruta

Норио Цурута (Norio Tsuruta)

7 августа 2007г., Феликс Зилич
режиссер

фильмы

Правдивые истории о привидениях / Hotta ni Atto Kowai Hanashi (1991)
Правдивые истории о привидениях: вторая ночь / Hotta ni Atto Kowai Hanashi: Dai-ni-ya (1992)
Правдивые истории о привидениях: во власти призраков / Hotta ni Atto Kowai Hanashi: Yuugen-kai (1992)
Проклятые красотки / Norowareta biojo-tachi: Akuryo kaidan (1996)
Класс призраков / Borei Gakkyu (1996)
Звонок Ноль / Ringu (2000)
Пугало / Kakashi (2001)
Предчувствие / Premonition / Yogen (2004)
Страшные истории из Японии / Dark Tales of Japan (2005)
Мастера ужаса: Круиз мечты / Masters of Horror: Dream Cruise (2007)

биография

В дипломе о высшем образовании Цуруты значится «экономист», но он с малых лет не сомневался в том, что станет когда-нибудь кинорежиссером — тем более, что для японца вполне естественно следовать семейным традициям. Не секрет, что отец Норио входил в число директоров студии Daiei, а брат, известный кинокритик, работал в одном из крупнейших печатных изданий. Благодаря своей семье Цурута впервые взял в руки кинокамеру еще в четвертом классе. К моменту поступления в университет за его плечами уже было штук тридцать короткометражек, и некоторыми из них он гордится и по сей день.

Вот только дорога в режиссуру оказалась для Цуруты сложной и весьма извилистой. На дворе стояла середина 80-х и, хотя страна находилась на пике экономического подъема, японский кинематограф переживал тяжелые времена. Количество японских картин на большом экране с каждым годом уменьшалось, а видеобизнес еще недостаточно высоко поднял голову.

Первые полгода после окончания университета Цурута работал вторым помощником режиссера на телевидении, потом женился и оставил это место ради более надежного и постоянного занятия. Он начал работать у видеодистрибьютеров GaGa, где на протяжении следующего года трудился, оформляя лицензионные американские фильмы — делал для них субтитры и обложки, занимался покупкой авторских прав и тому подобными вещами. Потом начальство отказалось повышать его зарплату, и Цурута отправился на поиски новой работы, которую и нашел у своих бывших конкурентов из Japan Home Video. Видеобизнесом в Японии в те годы только начали заниматься, поэтому молодой, но уже опытный специалист быстро стал незаменимым, и это вскоре позволило ему работать сразу в нескольких профильных организациях.

С мечтами о режиссерской карьере Цурута к этому времени уже почти совсем расстался. С момента создания его последней короткометражки про вампиров под названием «Тонэрико» прошло уже пять лет, поэтому у него не было особых иллюзий на свой счет. Неожиданный шанс предоставился ему в 1991 году, когда студия Toei открыла собственное отделение по производству видеопродукции, и коллега Цуруты Ацуси Мурога, не имевший к тому моменту никакого режиссерского опыта, поставил здесь полноценный полнометражный фильм. Разумеется, Цурута решил, что с легкостью сможет сделать то же самое.

К счастью, ему под руку как раз подвернулся удачный материал — серия комиксов под названием «Правдивые истории о привидениях», написанная тогда еще начинающим писателем Тиаки Конакой. Цурута прекрасно знал, что бюджет будущей картины не будет превышать 50.000 долларов, поэтому никакого разговора о покупке авторского права быть не может. Пришлось уговаривать Конаку дать разрешение на экранизацию бесплатно, соглашаясь, чтобы тот фигурировал в титрах в качестве официального сценариста.

Вдобавок к этим сложностям студийное начальство весьма прохладно отнеслось к идее Цуруты снять новый хоррор. Совсем недавно закончился скандал вокруг серийного убийцы Миядзаки, который был фанатом выпускаемых Japan Home Video «страшных» картин, и это сделало компании плохую рекламу. В результате Цурута был вынужден предоставить начальству полную версию своего сценария и подробно изложить концепцию проекта.

Надо сказать, что проектом начальство осталось довольно — в первую очередь благодаря его необычности для своего времени. Дело в том, что к началу 90-х японские фильмы ужасов представляли собой беспрецедентную мешанину из крови, насилия и секса, а Цурута вместо этого предлагал снимать камерные, очень лаконичные и по-настоящему жутковатые истории в духе классических кайданов студии Shintoho — про мертвых японских девушек с длинными черными волосами и в длинных белых одеяниях.

«Правдивые истории о привидениях» были проданы в количестве более 7.000 видеокассет. Спустя пару месяцев начальство заказало Цуруте второй фильм, а потом еще и третий. Именно так и появился на свет тот самый «джей-хоррор», который нам прекрасно известен благодаря фильмам про «Звонок».

Он появился, но сенсацией не стал. В 1992 году Японию поразил серьезный экономический кризис, ставший тяжелейшим испытанием для несчастного японского кино. Студия Japan Home Video вынуждена была отказаться от экспериментов и стала снимать одну лишь порнографию. И Норио Цурута, только ощутивший вкус творческого успеха, был вынужден искать работу в другом месте.

За последующие четыре года Цурута снял всего лишь два фильма, оба — на видео: в большое кино на крупные коммерческие проекты видеогения по-прежнему приглашать не рисковали. Первым из этих двух фильмов стала новая страшилка «Проклятые красотки», где засветилась в полном составе вся поп-группа «Girl-Girl-Girls». Вторым — видеофильм студии Daiei «Класс призраков», попытавшийся использовать успех «Школьных привидений». Кстати, в процессе работы над второй картиной Цурута умудрился серьезно разругаться с инвесторами и даже поклялся, что никогда больше не будет снимать фильмы.

Три года он этим и в самом деле не занимался, ну а потом был приглашен снимать нулевой «Звонок».

Надо сказать, что история со «Звонками» довольно грустная. Известно, что Цурута был главной кандидатурой на съемки самого первого «Звонка» (именно за него выступал сценарист Такахаси), но студия не хотела отдавать серьезный проект человеку, у которого не было опыта в большом кино, и предпочла более опытного Накату. Таким образом, Цуруте вновь не удалось сохранить статус «короля японского хоррора»: первый раз корона ускользнула после прекращения франшизы про «Правдивые истории», а теперь — после выбора студии в пользу Накаты.

Но дальнейшая судьба Цуруты складывалась довольно удачно. Несмотря на противоречивые отзывы, его нулевой «Звонок» все же был хорошо принят представителями кинобизнеса, и режиссер сразу получил деньги на съемку своего следующего фильма «Пугало», а потом и на все остальные проекты.

Чаще всего оказывается, что статус «предтечи», «пророка» и «первопроходца» свидетельствует только об одном: человек был одним из первых и самых талантливых, но все же не смог достичь вершины. Творческого запала с лихвой хватило на то, чтобы проложить дорогу другим, но при этом оказалось недостаточно для пути к подлинным высотам.

Режиссерская манера Цуруты явно застряла в 90-х. Ей не хватает фестивальной вальяжности Накаты и острой урбанистической хватки Симидзу, но тем не менее Цурута и по сей день остается среди режиссеров первого ряда — достаточно взглянуть на список его последних работ. Если в Японии собираются снимать новую антологию хоррора, то обязательно приглашают в проект Цуруту. Ему всего 46 лет, но он уже классик и ветеран. Очень показательно, что даже в американском проекте «Мастера хоррора» он стал вторым приглашенным японцем после фестивального любимчика Такаси Миикэ. Репутацию не пропьешь.

список