Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / х / Haruki Kadokawa

Харуки Кадокава (Haruki Kadokawa)

14 марта 2007г., Феликс Зилич
актер
режиссер
1942-01-08

фильмы

Проклятие клана Инугами / Inugamike no ichizoku / The Inugami Family (1976)
Вирус / Fukkatsu no hi / Virus (1980)
И небеса, и земля / Ten to Chi to / Heaven and Earth (1990)
Рубин Каира / Ruby Cairo (1993)
Ямато / Otoko-tachi no Yamato / Yamato (2005)
Синий Волк: поход к последнему морю / Aoki Ôkami: chi hate umi tsukiru made / The Blue Wolf: To the Ends of the Earth and Sea, (2007)

биография

Что такое настоящий японский кинопродюсер? Как правило, это человек без имени, лица и прошлого. Этакий архетипичный азиатский бизнесмен 50-60-ти лет, в дорогом деловом костюме и очках в роговой оправе. Говорит мало, делает много. На стене его дома вы обязательно увидите катану его предков, а в записной книжке мобильного телефона найдете номера всех крупнейших боссов якудза. Этот человек прекрасно помнит, что такое сэппуку. Но вообще-то он предпочитает снимать кино.

Все перечисленное вполне соответствует образу Харуки Кадокавы — с небольшим, но серьезным дополнением. У Кадокавы есть катана, мобильный и очки в роговой оправе, но также есть еще и имя, лицо и репутация, которые отличают его от всех коллег по цеху. Вдобавок, он может похвалиться тем, что за свою жизнь успел снять пару десятков фильмов, издать несколько сборников хайку и побывать не только за решеткой, но и на дне Тихого океана.

Так сказать, «творческий путь» Харуки начался с «Кадокава Сётэн» — одного из крупнейших издательств Японии, публикующего на протяжении уже более полувека книги и манга самых популярных авторов Страны восходящего солнца. В 1975 году ее основатель Гэниёси Кадокава отправился в мир иной, оставив все свое состояние 34-летнему сыну Харуки.

К ужасу совета директоров издательства Харуки неожиданно проявил интерес к семейному бизнесу и взялся за его расширение. Вспомнив свое старое пристрастие к двигающимся картинкам, он создал собственную кинокомпанию, которая сразу же взялась за экранизацию брэндов, принадлежащих издательству Kadokawa.

Первый же самостоятельный проект начинающего продюсера — экранизация романа Сэйси Ёкомидзу «Проклятье клана Инугами» — стал национальной сенсацией и вдобавок самым кассовым фильмом 1976 года. После столь удачного старта Кадокава заключил соглашение о сотрудничестве со студией Toei и приступил к экранизации фантастических романов Футаро Ямады.

С самого начала режиссеры, работающие с Кадокавой, поняли, что встретили чудовище. Их новый продюсер не только постоянно вмешивался в творческий процесс, но еще и пытался самостоятельно снимать лучшие сцены каждой картины. Единственным человеком, который нормально воспринимал подобную практику, оказался Киндзи Фукасаку. Он принял участие и в первом международном проекте Кадокавы — фантастическом фильме «Вирус», в котором помимо верных вассалов Сонни Чибы и Кэна Огаты был задействован и большой голливудский десант — Джордж Кеннеди, Чак Коннорс и Оливия Хасси.

Несмотря на большой бюджет и хорошую прессу, фильм так и не стал хитом, но зато сыграл роль первого серьезного провала в безупречной карьере молодого киномагната.

Провал «Вируса» заметно успокоил кинематографические амбиции Кадокавы. Незадолго до этого он несколько раз попробовал себя в качестве режиссера и актера и теперь считал, что знает кинопроцесс уже со всех сторон. Теперь можно было спокойно искать новые пути для самореализации.

В начале 80-х таковыми для него стали поэзия и морская археология. На протяжении последних двух десятилетий Кадокава издал несколько сборников хайку и регулярно участвовал в поэтических конкурсах крупных литературных журналов. Примечательно, что все эти сборники и журналы никогда не выходили из-под станков издательства Kadokawa. Харуки прекрасно знает, что признание нужно искать на стороне.

В 1985 году Кадокава организовал полномасштабную экспедицию в поисках легендарного крейсера «Ямато», погибшего на самом исходе войны на Тихом океане. Мало того, что Кадокава финансировал этот проект, он еще и принимал непосредственное участие во всех экспедициях и в конце концов нашел затонувший крейсер. Теперь можно было с чистой совестью возвращаться в большой кинематограф.

Надо отметить, что в это время японское кино переживало один из самых критичных этапов в своем развитии, поэтому желание Кадокавы снять настоящий блокбастер о Такэда Сингэн выглядело настоящим безумием. Никто из инвесторов не верил, что подобная картина сможет окупиться. Кадокаву это все равно не остановило, и он поехал снимать своих самураев в… Канаду. Именно там под бывшим олимпийским Калгари и снимались в 1989 году все эти фантастические самурайские массовки, в которых принимали участие почти тысяча всадников и несколько тысяч пехотинцев. Несмотря на негативные прогнозы, «Небо и земля» стали спустя год не просто хитом, а одним из самых кассовых фильмов за историю японского кино.

Кадокава был чертовски доволен. На волне своего успеха он попытался еще раз пробиться на американский рынок, сняв фильм «Рубин Каира», где сыграли Энди Макдауэлл, Лайам Нисон и Вигго Мортенсен. И снова его постигла неудача. Фильм так и не стал хитом, тихо осев на полках видеосалонов.

Но не эта ошибка навсегда изменила жизнь Кадокавы. В августе 1993 года он был остановлен полицией, которая нашла у него наркотики. Система японского правосудия не знает жалости и не признает авторитетов. После непродолжительного судебного процесса продюсер на два с половиной года отправился на тюремные нары. И там 50-летний Кадокава осознал, что его жизнь закончена. Так же, как и карьера молодого гения и настоящего человека эпохи Ренессанса.

После выхода из тюрьмы Харуки Кадокава вернулся в бизнес и обнаружил, что стал персоной нон-грата. Никто не хотел с ним работать. Более десяти лет понадобилось ему для того, чтобы восстановить свою репутацию и свой статус.

В 2005 году новый продюсерский проект Кадокавы «Ямато» стал сенсацией японского проката, собрав у себя в стране более $50 млн. Это был настоящий триумф постаревшего продюсера, который мог теперь припомнить все обиды тем людям, которые бросили его в тяжелый момент.

В многочисленных интервью он говорил о том, что более не хочет снимать кино, так как уже не верит в собственное призвание и собственную уникальность. «Я снял «Ямато», и мне более нечего сказать людям».

Но спустя всего полгода Кадокава в очередной раз вернулся в большое кино. Вера в себя и собственные силы убедила его в том, что он должен снять новый исторический блокбастер, который должен попробовать заткнуть за пояс прежние рекорды «Неба и земли».

Им стал фильм «Синий Волк», рассказывающий о жизни великого завоевателя Чингисхана. В процессе съемок этого фильма Кадокава смог поставить под стяги Темучина едва ли не половину населения современной Монголии. Стремление к монументализму не покинуло великого продюсера и по сей день. Несмотря на то, что он поручил съемки картины другому режиссеру, 64-летний Кадокава все равно ни разу не покидал площадку и собственноручно снимал все крупнейшие батальные сцены.

А разве могло получиться хоть как-нибудь иначе? Особенно если вспомнить, что нас, великих людей, так мало осталось на этом свете.

список