Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / а / Akio Jissoji

Акио Дзиссодзи (Akio Jissoji)

14 декабря 2006г., Феликс Зилич
режиссер
1937-03-29 2006-11-29

биография

Масштабы разрушения, нанесенного французской «новой волной» мировому кинематографу, до сих пор трудно определить. Сотни режиссеров, испытавших культурный шок от знакомства с Трюффо и Годаром, пытались копировать их стиль в своей работе и этим зачастую губили на корню собственную молодую карьеру. Особенно жестко это ощущалось в Японии, где официальная линия студийной политики обычно не предполагала любви к экспериментам. По крайней мере, такими словами описывают творческий путь гламурного революционера Сэйдзюна Судзуки.

Но разговор сегодня пойдет вовсе не о нем, а о человеке, который сумел на протяжении сорока лет сохранить не только репутацию опытного телевизионного ремесленника, но и авторитет серьезного артхаусного мастера.

Стать фанатом Трюффо и Годара юный Дзиссодзи был обречен еще до появления этих режиссеров на международной арене. Специализируясь по французской литературе на филфаке элитного университета в Васеда, он одним из первых увидел «На последнем дыхании» и написал восхищенную рецензию на этот фильм в местный журнал. В 1959 году после завершения высшего образования Акио стал кинокритиком, а своей специализацией выбрал, разумеется, французское кино. Спустя два года молодого автора заметили и пригласили на работу в TBS — одну из крупнейших столичных телекомпаний того времени. Путь от простого ассистента до режиссера телесериалов Акио прошел очень быстро. Всего через четыре года после поступления на работу в TBS его перевели в отделение, занимающееся уже не простыми «мыльными» сериалами, а дорогими фантастическими проектами. Там в то время царил великий Эйдзи Цубурая — человек, который делал спецэффекты для всех фильмов о Годзилле, а теперь в преддверии старости предпочел заняться более спокойным производством. Под началом Цубураи Дзиссодзи несколько лет снимал такие дорогие шоу, как «Ultraman» и «Ultra Seven», популярные и по сей день.

В 1969 году, когда эпоха Цубураи подходила к концу, Дзиссодзи решил уйти с телевидения и начать карьеру кинорежиссера. В то время подобный шаг казался всем настоящим самоубийством, так как студии закрывались, а телеканалы, наоборот, продолжали с каждым днем расширяться. Дзиссодзи фантастически повезло. Он не просто выжил, но за считанные годы завоевал репутацию одного из ведущих кинематографистов своей страны. Его первый фильм «Сумерки», рассказывающий историю одного странного романа, был удостоен приза на фестивале в Локарно и признан «лучшим буддистским фильмом современности». На режиссера обратила внимание мировая общественность, поставив его в один ряд с другими пленочными богоискателями — Дрейером и Брессоном. И Дзиссодзи подобный статус вполне нравился. Практически с нуля он стал главным режиссером ATG (Art Theatre Guild) — единственной независимой компании, которая решалась снимать арт-хаус в эпоху кризиса 70-х. Лиричные картины Дзиссодзи, напоминавшие гайдзинам работы все тех же Брессона и Годара, стали визитной карточкой студии и помогали ей окупать свои работы за счет ограниченного международного проката.

К счастью, Акио хватило ума не рвать связей со своим телевизионным прошлым. Всем было понятно, что дни Арт-Театра сочтены, поэтому режиссер никогда не отказывался, когда его приглашали на ТВ снять очередной фильм про Ультрамэна или какую-нибудь другую фантастическую зверушку. В 1989 году после нескольких лет простоя и вынужденной работы в провинциальных театрах Дзиссодзи снимает фантастический боевик «Последний мегаполис» — один из самых популярных фильмов того времени. Эта картина стала для его создателя апогеем карьеры, так как ему впервые удалось одновременно реализовать на экране свои авторские амбиции и применить многолетний ремесленный опыт.

Успех «Мегаполиса» вернул режиссера в «большую обойму». Он снова снимает авторское кино (очень часто по рассказам классического детективщика Эдогавы Рампо), однако становится понятно, что дед начинает отставать от своего времени. Так же, как и его французские кумиры, которые уже перестали подавать признаки жизни. Отставать и совершенно не вписываться в художественный контекст новой эпохи.

28 ноября 2006 года Акио Дзиссодзи не стало. Раковая опухоль съела его внутренности, любезно позволив режиссеру завершить съемки последней картины. Ею оказалась получасовая история из фантастической антологии «Серебряная маска», которая выйдет на экраны Японии в это рождество. Любопытно, что сама эта картина является римейком старого фантастического телешоу, которое Дзиссодзи снимал в начале 90-х. Одним словом, все всегда возвращается на круги своя. Аминь.

список