Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / м / Mikijiro Hira

Микидзиро Хира (Mikijiro Hira)

29 января 2010г., Феликс Зилич
актер
1933-11-21

фильмы

Двадцать поединков Синго / Shingo Challenge. Part 1 (1961)
Двадцать поединков Синго 2 / Shingo Challenge. Part 2 (1961)
Восстание христиан / Amakusa Shiro (1962)
Принцесса Сэн и Хидэёри / Sen-hime to Hideyori (1962)
Красная Тень / Akai Kageboshi (1962)
Миямото 3: Рождение стиля «ниторю» (1963)
Мусаси Миямото 4: Поединок у храма Итидзё (1964)
Третий ниндзя / Daisan no ninja (1964)
Великая дуэль / Dai Satsujin (1964)
Cлепой меченосец Дзатоити 9 / Zatoichi sekisho yaburi (1964)
Три самурая вне закона / Sanbiki no samurai (1964)
Меч зверя / Sword of the Beast (1965)
Иллюзия крови / Yotsuya kaidan (1965)
Телефонный звонок в ад / Cash Calls Her (1966)
Чужое лицо / Tanin no kao (1966)
Тысяча журавлей / Senba zuru (1969)
Зипанг / Zipang (1990)
Загадка Рампо / Rampo (1994)
Пистолетная опера / Pistol Opera (2001)
Принцесса Тануки / Operetta Tanuki Goten (2005)
Гоэмон / Goemon (2009)

биография

Микидзиро Хира появился на свет 21 ноября 1933 года в одном из пригородов Хиросимы. Отец будущего актера умер довольно рано, поэтому воспитание ребенка целиком легло на плечи матери и ее семейства. После окончания общественной школы в Дзёгэ юный Микидзиро поступил на театральные курсы, где проучился пять лет. Среди его однокурсников были актрисы Кадзуко Имаи и Тосиэ Кимура, а также режиссер культовой Lady Snowblood Тосия Фудзита.

В 1956 году Микидзиро становится актером профессиональной труппы и впервые появляется на сцене в спектакле «В поисках жилья» («Касима сагаси»). Отличные актерские данные, эффектная внешность и хорошее сложение быстро выводят парня на первый план. Всего через пару лет он играет главные роли в таких долгоиграющих хитах, как «Ёцуя Кайдан», «Тидори», «Фауст», и считается восходящей театральной звездой уровня Тацуя Накадаи, который тогда выступал на тех же самых подмостках.

В 27 лет, осенью 1960 года Микидзиро дебютирует в кино в фильме Ясуси Сасаки «Меч судьбы» / «Sword of Destiny» с участием Хибари Мисоры и Кодзи Цуруты. Для Цуруты эта роль становится первой под крышей студии Toei, для Микидзиро тоже, хотя актеров ожидало впереди совершенно разное будущее. Цурута к тому времени — уже звезда первой величины, а Микидзиро — всего лишь перспективный и яркий новичок. Из-за темной брутальной харизмы продюсеры не решаются давать парню главные роли, раз за разом задвигая его на места отрицательных персонажей второго плана. Все это время Хира не сидит без работы (24 фильма за 5 лет контракта с Toei), но и реального продвижения в карьере тоже не замечает.

Настоящий успех приходит к актеру в 1963 году, когда он снимается в телесериале популярного телевизионщика Хидэо Гося «Три самурая вне закона». Пытаясь избежать штампов жанра «дзидайгэки», Гося создает образ положительного антигероя — убийцы, циника и мизантропа, способного при этом на красивые и благородные поступки. Внешностью и характером Хира идеально вписывается в образ ронина Хэйноскэ Кикё, в чьем образе пробудет четыре сезона и один полнометражный фильм.

Годы «вне закона» не проходят напрасно. Следующая совместная картина Гося и Хиры, фильм «Меч зверя», для обоих становится лучшей работой в их карьере. «К черту бусидо, я ухожу!» — кричит самурай Юки Гэнноскэ, сбегая от предавшего его клана в неизвестность. В его словах и поступке нет подростковой обиды героев Кинноскэ Накамуры или праведного фатализма Райдзо Итикавы; мы понимаем, что персонаж далеко не идеален, но это не имеет значения. Микидзиро — снова антигерой, но зрители по-прежнему на его стороне. «К черту бусидо!» Почему бы и нет?

Увы. «Меч зверя» не сделал Микидзиро кинозвездой, что не могло не вызвать разочарования.

С 1965 года актер постепенно самоустраняется из большого кино. Париж более не стоит мессы, съемки в кино мешают работе на ТВ и в театре, где Хира уже способен получить любую роль. Даже роль принца датского, о которой, по мнению обывателей, мечтает каждый уважающий себя актер.

В 1968 году Хира играет Гамлета в ревизионистской постановке Асари Кэйты на сцене «Гэкидансики», крупнейшей театральной труппы Японии того времени. «Гамлет», а также «Талант и безумство» («Кёки то тэнсай») становятся визитной карточкой нового японского театра на всех подмостках мира. В 1976 году в составе труппы главного театрального монстра Японии Юкио Нинагавы Хира выступает в главной роли в «Собрании современных пьес театра но», а после — в «Царице Медее», «Макбете», «Буре», «Греках», «Сказании Тикамацу о самоубийстве влюбленных», в «Танго в конце зимы». Всегда на главных ролях и под бдительным прицелом международных критиков.

В 1993 году 60-летний Хира запускает свой самый грандиозный проект — постановку 37 произведений Шекспира на сцене «Токио Глобал». В последующие годы он добросовестно реализует свой план: «Макбет» (1993), «Гамлет» (1994), «Отелло» (1995), «Двенадцатая ночь» (1995, 1998), «Король Лир» (1997), «Буря» (2000) и т. д. Блестящая актерская игра, полная оттенков и богатых интонаций, в тысячный раз подтверждает уникальный статус исполнителя.

На телевидении дела обстоят не хуже. Из года в год Хира получает именно те роли, которые в большом кино традиционно достаются Накадаи или Итикаве. Первая — ронин-полукровка Кёсиро Нэмури. Райдзо сыграл его в кино, Микидзиро — в телесериале. После Нэмури — промышленный шпион Тадаси Ики из «Опустошенных земель» (Фумо Титай); Накадаи был им в фильме Сацуо Ямамото, Хира — три года спустя в прайм-таймовом сериале.

В 1969 году продюсеры утверждают Райдзо Итикаву на роль злодея Харады в тайга-драме по роману Сёгоро Ямамото «Уцелевшая пихта» («Моминоки ва нокотта»). Но за пару месяцев до начала съемок он скоропостижно умирает. На съемочной площадке его заменяет… да, Микидзиро Хира.

Три года спустя Микидзиро Хира снова получает главную роль в тайга-драме, на этот раз — в «Сказании об украденной стране».

Аристократическое высокомерие и легкая манерность актера укрепляются годами шекспировской практики. Стареющий Хира все дальше уходит от современности и становится идеальным актером исторического жанра. За 55 лет работы на ТВ он переиграл, наверное, всех мало-мальски известных героев и полководцев эпохи Сэнгоку. «Долг и сутра» (Гикё), «Такэда Сингэн» (двойная роль — Такэда Нобутори и невезучий бродяга), «Ода Нобунага» (священник Кано Дзуэйтэн, похитивший детей семьи Ода), «Записки об истории Нового ополчения» («Синсэнгуми симацуки»), «Тропа зверя» («Кэмо-но мити»), «Повесть о Кунитори» (сыграл Саито Досана), «Ёсицунэ» (император Госиракава), «Токимунэ Ходзё» (самурай Сигэтоки Ходзё) и многие другие.

В личной жизни Хиры тоже сплошная «шекспириада». В 1970 году актер женится на актрисе Ёсико Сакуме, и со временем у них рождается двойня — сын и дочь. Через тринадцать лет супруги подают на развод, что наталкивает их детей на определенные выводы. Сын Такэхиро сообщает отцу, что никогда не будет актером, как он. Несколько лет спустя сын оканчивает школу, уезжает в Америку и находит там нормальную работу.

Как вы думаете, какой финал должен быть у этой педагогической истории?

Да, правильно. Он вернулся и стал актером.

Но это уже совсем другая драма.

список