Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / м / Masahiro Shinoda

Масахиро Синода (Masahiro Shinoda)

23 августа 2007г., Феликс Зилич
режиссер
1931-03-09

фильмы

Билет в один конец во имя любви / Koi no katamichi kippu / One-Way Ticket for Love (1960)
Высохшее озеро /Kawaita mizumi / Dry Lake (1960)
Бледные цветы / Kawaita hana / Pale Flower (1964)
Убийство / Ansatsu / The Assassination (1964)
Самурай Сарутоби / Ibun Sarutobi Sasuke / Samurai Spy (1965)
Пленники острова / Shokei no shima / Captive's Island (1966)
Подонки / Buraikan / Outlaws (1970)
Двойное самоубийство / Shinjû: Ten no amijima / Double Suicide (1969)
Молчание / Chinmoku / Silence (1971)
Олимпийские игры в Саппоро / Sapporo Orinpikku / aporro Winter Olympic Games (1972)
Окаменевший лес Kaseki no mori / The Petrified Forest (1973)
Химико / Himiko (1974)
Легенда об Орин / Hanare goze Orin / Ballad of Orin (1977)
Дети Макартура / Setouchi shonen yakyu dan / MacArthur's Children (1984)
Дни детства / Shonen jidai / Childhood Days (1990)
Лунная серенада / Setouchi munraito serenade / Moonlight Serenade (1997)
Замок сов / Fukuro no shiro / Owls' Castle (1999)
Шпион Зорге / Spy Sorge (2003)

биография

Масахиро Синода родился 9 марта 1931 года в семье преуспевающих землевладельцев из Гифу. Предки Синоды происходили из зажиточных крестьян, и к началу XX столетия эта почтенная семья уже была широко известна в своей префектуре. Дед Синоды даже стал прототипом одного из главных героев позднего романа Тосона Симадзаки, а двоюродный брат будущего режиссера прославился в столице как один из ведущих мастеров абстрактной каллиграфии.

Юный Синода появился на свет в год вторжения японских войск в Маньчжурию, и все его детство прошло под знаком военного времени. В числе главных впечатлений детских лет режиссер называет картину Лени Рифеншталь «Олимпия», которая стала для него, тогда восьмилетнего мальчика, настоящим окном в большой и фантастический мир за пределами его родного города.

Поражение в войне на Тихом океане обернулось для молодого Синоды и его поколения подлинным крахом всех жизненных ценностей. Впоследствии, в своих поздних фильмах, режиссер будет неоднократно возвращаться к впечатлениям и ощущениям послевоенных лет. А пока молодой Синода решает отказаться от карьеры инженера, к которой готовился много лет, и поступает в Waseda University на факультет истории театрального искусства.

Желающих поступить на это отделение в 1959 году оказывается всего трое, но не каждому из них удается доучиться до диплома. Вскоре умирает мать Синоды, и послевоенное банкротство семьи становится уже совершенно очевидным. Поэтому через три года после начала учебы Синода был вынужден бросить университет и отправиться на поиски работы.

Синода проходит конкурс на киностудии Shochiku и занимает должность ассистента режиссера. Спустя несколько месяцев после этого он женится на Кадзуко Сираиси, той самой молодой поэтессе из поколения японских битников, чьи стихи позднее переводил сам Аллен Гинзберг.

Браку Масахиро и Кадзуко не суждено было продержаться долго. В конце 50-х жизнь Синоды сильно меняется: из простого ассистента он превращается в профессионального режиссера и тогда же знакомится с молодой актрисой Симой Иваситой, которой вскоре предстоит стать его главной и единственной музой.

Так получилось, что своим карьерным ростом Синода во многом обязан другому ассистенту из Shochiku — Нагисе Осиме. Режиссерский дебют Осимы в 1959 году имел настолько оглушительный успех, что дирекция студии решила предоставить такую же возможность и другим опытным ассистентам, Синоде и Кидзу Ёсиде. При этом Синоде настоятельно предлагали экранизировать популярную песню в стиле «энка», но он наотрез отказался и предпочел снять картину по собственному сценарию.

Дебют Синоды под названием «Билет в один конец во имя любви» популярности не обрел. Оценив результаты его проката, дирекция студии решила вернуть неудачливого дебютанта на прежнее место, но потом все же рискнула и дала ему еще один шанс. Как оказалось, не зря; картина «Высохшее озеро», первая совместная работа Синоды с Иваситой и драматургом Тэраямой, стала вполне кассовым произведением. После этого Синода проработал на Shochiku еще пять лет и снял более десятка полнометражных фильмов.

В начале 60-х студия Shochiku давала много свободы своим авторам и даже породила такое легендарное явление, как «новая волна от Shochiku». Несмотря на эту призрачную свободу, основным режиссерам этой волны в какой-то момент стало уже откровенно тесно в рамках студии. После нескольких скандалов из Shochiku ушли Осима и Ёсида. В 1966 году по их стопам отправился и Синода, при этом имея за плечами большой конфликт с начальством. Дело в том, что за пару лет до этого дирекция более полугода не выпускала на большой экран фильм «Бледные цветы», мотивируя свое решение «серьезной аморальностью картины».

Тут стоит сказать, что по своему характеру Синода всегда был человеком неконфликтным. Если сравнивать его с самыми известными современниками, то он никогда не пытался идти против течения или топить собственное искусство в пустом эпатаже. Синода всегда был и остается настоящим художником, большим поклонником классического японского театра. По этой причине каждая его классическая картина — это необычная, но при этом тонкая смесь театральной постановки и жанрового кино эпохи экзистенциализма. Современные герои Синоды — гангстеры и мстители-одиночки; герои из прошлого — самураи и якудза, живущие на самом дне феодального общества. При этом в кадре их всегда очень мало, так как правила театральной постановки не предполагают пустой и бессмысленной массовки.

После ухода с Shochiku Синода создает собственную производственную компанию Hyogensha, но все равно редко работает над своими новыми картинами в одиночку: слишком дорого и слишком сложно. Уже первую свою независимую картину «Пленники острова» он снимает в сотрудничестве с труппой театра «Ниссэй». «Подонков» — на базе студии Масаки Кобаяси «Ninjin Club». «Двойное самоубийство» и «Химико» — совместно с Art Theatre Guild.

Безупречная репутация помогает Синоде не остаться без работы даже в середине 70-х, когда многие режиссеры были вынуждены распрощаться с кинокарьерой. В эти сложные годы Синода снимает для Toho «Легенду об Орин», а для центрального телевидения — официальную хронику об Олимпиаде в Саппоро. И в этом нет ничего удивительного, так как к этому времени каждая новая картина режиссера почти обязательно попадает в программу Канн или Берлинале.

Театральность авторского стиля Синоды проявляется еще и в том, что большая часть его картин самостоятельного периода являются экранизациями чужих произведений — романов или пьес. Со многими из этих авторов Синода работал неоднократно — это Синтаро Исихара («Пленники острова» и «Окаменевший лес»), Рютаро Сиба («Убийство» и «Замок сов»), Ю Аку («Дети Макартура» и «Лунная серенада»). С другими — гораздо реже: c Сюсаку Эндо («Молчание»), Кодзи Накадой («Самурай Сарутоби»), Хёдзо Кавасибирой («Дни детства»).

Начиная с 80-х, в творчестве Синоды четко определяется два направления — это большие эпические истории «дзидайгэки» по произведениям живых и не только живых классиков, а также фильмы, посвященные эпохе детства и молодости режиссера — всему поколению, которое с его легкой руки было названо впоследствии «детьми генерала Макартура».

Последней картиной Синоды из этой серии стал «Шпион Зорге» — масштабное историческое полотно о самом крупном провале имперской пропаганды. После выхода этого фильма 72-летний Синода заявил о том, что уходит из режиссуры. Теперь основная сфера его интересов — это обучение будущих японских кинематографистов.

список