Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
фильмы / с / Сэнгоку 1549 (Провал во времени)

Сэнгоку 1549 (Провал во времени)

28 марта 2006г., Сергей Кузнецов
Samurai Commando Mission 1549 / Sengoku jieitai 1549
Масааки Тэдзука / Masaaki Tezuka , 2005
Произодство: Япония

В ролях: Ёсуки Эгути / Yosuke Eguchi, Такэси Кага / Takeshi Kaga

Четверть века назад на Московском кинофестивале 1981 года мне удалось попасть на японский фильм «Провал во времени». Небольшой отряд японских сил самообороны попадает в прошлое, используя современное вооружение, пытается захватить власть над Японией и погибает, преданный своими временными союзниками.

Для меня, советского школьника, видевшего зарубежные фильмы несколько раз в год, это было настоящее Зрелище. Самураи с копьями и мечами, развевающиеся стяги, вертолеты и танки, стрелы и пулеметы, сражения, сражения, сражения…

Двадцать пять лет я ничего не слышал об этом фильме и почти списал его в разряд подростковых обманок, фильмов категории В, ошибочно казавшихся когда-то мегаблокбастерами.

На днях я купил на развале его современный римейк под бессмысленным названием «Сэнгоку 1549» (правильный перевод был бы «Коммандос 1549», а вовсе не «Самураи 1549», как говорит переводчик) и полез в Imdb. В разделе movie connections в самом деле обнаружился старый фильм «Сингоку дижентай» (он же «Time Slip» и «G.I.Samurai»). Выяснилось, что главную роль лейтенанта, обезумевшего от жажды власти, сыграл Сонни Тиба, известный тонким знатокам кино как Street Fighter, а просто любителям кино — как Хаттори Хэндзо в «Убить Билла». Короче говоря, не последний человек в японском кинематографе.

В современной версии никакого Сонни Тиба, разумеется, нет, и вообще ее можно считать римейком с некоторой натяжкой. Скорее, это альтернативный сиквел: попавшая в прошлое рота выжила, построила нефтеперерабатывающий завод и в ближайшее время хочет захватить власть над всей Японией. Но тут из будущего — то есть из нашего настоящего — в прошлое прибывает еще один отряд коммандос с заданием первый отряд ликвидировать и вернуть истории привычный ход.

Должен сразу сказать: фильм, увиденный на экране домашнего кинотеатра в 2006 году, не может сравниться с фильмом, увиденным на огромном экране малой спортивной арены в 1981-м. По идее, так и должно быть: главная мораль обоих фильмов гласит, что сила духа важнее современных технологий — и тут старый фильм должен уложить нынешний на лопатки точно так же, как самураи в новой версии поджигают танк, а в давнишней — сбивают вертолет. Впрочем, особых технологий в новом фильме я что-то не заметил: на мой взгляд, спецэффекты вполне в стиле семидесятых.

Куда важнее другое. В 1981 году я мучительно пытался понять, на чьей я стороне: Сонни Тиба был харизматическим главным героем, а самураи были как индейцы против белых: почти безоружные, кодекс чести, личная отвага — и больше ничего. Я сам не знал, кому желать успеха, — в полном соответствии с самурайской этикой, где противоборствующие стороны не делятся на «хороших» и «плохих», а всего лишь выполянют замысловатые па в смертельном танце долга и страсти.

Фильм 2005 года лишен этой двусмысленности: «хорошие» герои из настоящего должны остановить «плохого» (тоже из настоящего). Самураям отведена роль статистов, вьетнамцев из копполовского «Апокалипсиса», кстати, совсем неслучайно пришедшего на ум: сюжеты обоих фильмов очевидно схожи — военные посылают небольшой отряд в самое пекло, чтобы ликвидировать вышедшего из повиновения полковника Курца/командира Матоба. К сожалению, авторы «1549» прошли мимо сюжетных параллелей и никак их не обыграли: о Копполе я вспомнил только когда сел писать рецензию.

Зато во время просмотра фильма в памяти всплыли несколько эпизодов «Провала во времени», совсем забытых за четверть века: вертолет, появляющийся в окне дворца, девушка, стреляющая в голову своему возлюбленному, средневековая стрела, пробивающая грудь изумленного танкиста… Хотелось бы увидеть все это снова, жаль, что невозможно: даже если разыскать старый фильм, уже нигде не найдешь того зрителя, который, затаив дыхание, смотрел на экран фестивальных «Лужников».

Зритель этот давно уже сгинул в провале времени, из которого нет возврата.

список