Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / с / Снежная слепота

Снежная слепота

13 февраля 2006г., Степан Болталин
Whiteout / Whiteout
Сэцуру Вакамацу / Setsurou Wakamatsu , 2000
Произодство: Япония

В ролях: Юдзи Ода / Yuji Oda, Нанако Мацусима / Nanako Matsushima

Группа террористов захватывает самую большую в Японии дамбу и требует несусветный выкуп. Случайно в их планы вмешивается один-единственный оператор (не тот, который с камерой, а тот, который следит за сохранностью дамбы). Оружия в руках он не держал, но хорошо знает горы и готов сражаться за хэппи-энд до обморожения всех конечностей. Это — американская составляющая «Снежной слепоты». Японская составляющая — это параллельно раскрываемые проблемы верности, долга и мести за семью и работодателя. Совместить все эти элементы на этот раз не получилось.

Сэцуру Вакаматцу — телевизионный режиссер, снявший несколько телефильмов, отнесенных соотечественниками к разряду шедевров. Г-н Вакамацу ошибочно предположил, что кинофильм отличается от телефильма размером бюджета. Этим, но не только. Предсказуемость, которая является для телефильмов плюсом, для кинофильма оказывается фактором провала. Магия большого экрана основана на том, что в происходящее веришь, но не предвидишь. В кинозал приходят для того, чтобы снова почувствовать себя детьми, ощутить восторг от того, как ловко эти умельцы насадили нас на кол саспенса. Телезрители, напротив, изначально отказываются восторгаться. Теоретически обоснованная смена планов и пара узнаваемых персонажей — вот что нужно, чтобы телезритель чувствовал себя не хуже тех миллионов, которые наблюдают за мыльными страстями одновременно с ним. В противном случае происходящее на экране может быть воспринято как личное оскорбление и телевизор переключат на другой канал. Это истины, которым Вакаматсу-сан, подступаясь к своему новому проекту, к сожалению, остался верен.

Из-за этого в «Снежной слепоте» нет ничего удивительного. Есть пейзажи, потрясающей, наверное, красоты, если смотреть на них своими глазами, а не через призму оптики технаря-оператора. Есть персонажи, порожденные небогатым воображением не лучшего из адептов самой древней в мире комикс-культуры. Есть спецэффекты, из которых явствует, что самый современный народ верен голливудским заветам десятилетней давности. Удивительно только неуместное желание доказать кому-то, что и в Стране восходящего солнца могут снимать точно так же, как в стране больших надежд.

Самое нелепое в фильме — это неосознанное (полагать его осознанным было бы слишком неуважительно) цитирование «Скалолаза». Посудите сами: и тут, и там человек мирной горной профессии противостоит террористам, оснащенным по последнему слову техники. У обоих главных героев в прошлом по профессиональному просчету, которые угнетают их теперь сильнее окрестных гор. Разница только в корнях депрессии. В «Скалолазе» индивидуалист-американец стремился расквитаться со своим прошлым, чтобы получать заслуженное удовольствие от будущего. Японец из «Снежной слепоты» связан обещанием, данным давно погибшему другу, и рассматривает свою жизнь как инструмент выполнения этого обещания в настоящем.

У американцев в свое время с кино все получилось, потому что они махнули рукой на психологию и обозначили все мотивации пунктиром. У японцев — нет, потому что, снимая канонический боевик, они попытались услужить любителям психологической драмы. Из-за излишней услужливости боевик потратил половину своего времени на ненужные рассуждения о долге, а психологическая драма обогатилась не менее ненужными сценами погонь и перестрелок. Дух самурайского фильма, для которого такая комбинация — привычное дело, «Снежную слепоту» не посетил, и действие развалилось на составляющие.

Самое неприятное в «Снежной слепоте» — это то, что при всех своих вышеупомянутых чертах она не провалилась в прокате. В Японии это кино умудрилось собрать 3 800 000 000 йен. Если думать об этом, когда смотришь фильм, становится неудобно: как будто случайно узнал о тайной слабости весьма уважаемого тобой человека.

Мина-сан! Нельзя так беззаветно любить клоны американской массовой культуры.

список