Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / п / Поезд - призрак

Поезд — призрак

27 апреля 2007г., Феликс Зилич
Ghost Train / Otoshimono
Такэси Фурусава / Takeshi Furusawa , 2006
Произодство: Япония

В ролях: Эрика Савадзири / Erika Sawajiri, Тинацу Вакацуки / Chinatsu Wakatsuki, Сюн Огури / Shun Oguri, Ая Сугимото / Aya Sugimoto. Ицудзи Итао / Itsuji Itao, Миёко Асада / Miyoko Asada

Всякий раз, становясь на ступень эскалатора и опускаясь во чрево метрополитена, вы непременно слышите из динамиков слова древнего магического заклинания-оберега: «Граждане! Будьте осторожны и внимательны! При обнаружении в вагоне поезда или на станции забытых вещей и подозрительных предметов, не трогая их, немедленно сообщите машинисту поезда или дежурному по станции». Каждый пассажир метро много раз слышал эти слова, но лишь избранные знают их истинный и пугающий смысл.

Мальчик Такэси к избранным не относился, поэтому безо всякой задней мысли подобрал однажды на перроне старый мятый билетик. «Напрасно ты взял его, — сказала ему страшная тетя. — Теперь ты обязательно умрешь, и умрешь очень скоро». Мальчик испугался и убежал, а затем все равно помер. Но при этом так и не понял, что в метро нельзя подбирать неизвестные предметы.

Другой мальчик, по имени Сигэру, нашел однажды в вагоне железную фенечку и тотчас же подарил ее своей однокласснице. «Зря ты взяла мой подарок, Яэкэ. Теперь ты непременно умрешь из-за него», — печально прошептал он девушке всего за секунду до того, как поезд размазал его по рельсам. Девушка испугалась и убежала, а потом все-таки умерла.

Еще один мальчик, по имени Такэси, очень не любил метро, но зато обожал фильмы ужасов. Однажды он пришел к режиссеру Киёси Куросава и сказал: «Сэнсэй, а что нужно сделать для того, чтобы стать режиссером хорроров?» «Совсем немногое, — сказал ему Куросава с серьезным выражением лица, — для этого нужно всего лишь десять лет проработать моим ассистентом, а потом написать сценарий и снять по нему кино». Мальчик Такэси очень удивился. «А кино хотя бы хорошее получится?» — спросил он еще раз у своего будущего сэнсэя. «Какое снимешь — такое и получится», — ответил ему Куросава и улыбнулся. Мальчику от этой улыбки стало очень страшно, и он убежал, но потом немного подумал и вернулся. И в итоге не помер. А вместо этого вырос, стал снимать фильмы и называть себя режиссером Такэси Фурусава.

«Поезд с привидениями» — это его первая большая самостоятельная работа. Настоящий азиатский хоррор, снятый будто по заказу японского министерства путей сообщения. Как и в десятках близких по жанру фильмов, в сюжете «Поезда» присутствует длинноволосый призрак женского пола, живущий в метро и убивающий всех, кто имел глупость взять в руки предмет, принадлежащий призраку.

К чести режиссера надо все же сказать, что, в отличие от своих коллег по цеху, Фурусава решил не останавливаться на достигнутом и ушел от обычной «звонковой» мифологии. Намек на это появляется уже в самом начале картины, когда главная героиня сообщает зрителям о своем намерении поступать после школы в Мискатонийский университет. Тот самый университет, о котором так много писал наш любимый писатель Лавкрафт. Тут-то мы и понимаем, что никакие Мертвые Дочери не сумеют одолеть человека, который сам хочет ехать в Мискатоник.

Надо сказать, что тема «Лавкрафт и японцы» заслуживает отдельного и подробного исследования. Космический экзистенциальный ужас в сочетании с мистической ксенофобией настолько удачно легли на традиционное японское мироощущение, что породили целый пласт популярной культуры. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Японии каждый год выходят сборники стилизаций под Лавкрафта из серии «Cthulhu Mythos». Другое дело, что ни один из них так и не был переведен на русский или английский языки. Издательская конъюнктура Запада привычно ограничивает японскую литературу списком из двух-трех мэйнстримных имен.

Удивительно, что любовь японцев к Лавкрафту до сих пор не реализовалась ни в одном стопроцентно лавкрафтианском фильме. Если исключить «Холод», снятый Сусукэ Канэко для американской антологии, и лиричную картину Такаси Симидзу «Марэбито», то «Поезд с привидениями» — это первый фильм, который можно смело отнести к канону «Cthulhu Mythos». Хоть и с некоторыми натяжками, зато с чистой совестью.

список