Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / п / Последний меч самурая

Последний меч самурая

18 ноября 2005г., Сергей Кузнецов для "Ведомостей"
When the last sword is drawn / Mibu gishi den
Ёдзиро Такита / Yojiro Takita , 2003
Произодство: Япония

В ролях: Киити Накаи / Kiichi Nakai, Коити Сато/ Koichi Sato, Юи Нацукава / Yui Natsukawa, Такэхиро Мурата / Takehiro Murata, Мики Накатани / Miki Nakatani, Юдзи Миякэ / Yuji Miyake

В свое время режиссер фильма Ёдзиро Такита прославился как смелый реформатор эротического кино и создатель интересных авторских фильмов. Долгие годы он был известен преимущественно в Азии и на международных фестивалях, однако, сняв историческую драму «Онмиеджи», стал известен и в Америке, где в апреле этого года фильм вышел ограниченным показом. «Последний меч самурая» продолжает историческую линию, однако на этот раз вместо эпохи Хэйан (VIII — XII вв) действие происходит в середине XIX века, в период заката самурайского движения, известного российским зрителям также по фильму Нагиси Осимы «Табу». Однако если Осима рассказывает историю о любви и колдовском соблазне красоты, то Ёдзиро Такита размышляет о долге и ответственности — традиционных темах самурайских фильмов. Впрочем, как и в случае эротического кино, его подход оказался изрядно ревизионистским: в свое время, в случае с вестерном подобный фильм назвали бы «антивестерном».

Главный герой фильма — самурай последнего призыва Канъитиро Ёсимуро — уходит из собственного клана для того, чтобы наняться на службу к сегуну, военному правителю Японии. Уход из клана в согласии с традиционной самурайской этикой воспринимается как предательство, но герой вынужден поступить так, потому что сегун платит своим самураям содержание, а без этих денег семья Ёсимуро умрет с голоду. Постоянный конфликт лояльности — самурайской чести, требующей быть готовым умереть в любой момент, и верности жене и детям, которых не прокормит мертвый глава семьи — и составляют нерв фильма. В остальном это достаточно традиционный самурайский фильм, с неизбежными харакири, разнообразными поединками и сражениями. Между тем его неспешность позволяет зрителю вдоволь подумать над тем, что любая система ценностей предоставляет человеку возможность для самопожертвования и, чтобы умереть достойно, вовсе не обязательно разрезать себе живот самурайским мечом.

Далеко не случайно, что в последние годы появилось так много самурайских фильмов, рассказывающих о последних временах самураев. Японцы вошли в мировой кинематограф с самурайских картин Акиро Куросава, и долгие годы именно эта эстетика была определяющей для восприятия Японии на Западе. Однако в девяностые годы был осуществлен новый прорыв, и японское кино стало ассоциироваться с манга и жестокими боевиками. Традиционные жанры оказались отодвинуты на обочину. Но сегодня интерес к японскому кино снова начинает угасать: кровавые разборки якудза ждет та же судьба, что поединки самураев. Снимая картины о закате великой японской эстетики, современные японские режиссеры размышляют о преходящем характере любых правил, пытаясь найти что-то постоянное, что способно пережить колебания моды и изменения правил игры. В случае Осимы этим «чем-то» оказывается красота, а в случае Ёдзиро Такита — семья.

список