Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / п / Последний меч самурая

Последний меч самурая

14 ноября 2005г., Владимир Захаров
When the last sword is drawn / Mibu gishi den
Ёдзиро Такита / Yojiro Takita , 2003
Произодство: Япония

В ролях: Киити Накаи / Kiichi Nakai, Коити Сато/ Koichi Sato, Юи Нацукава / Yui Natsukawa, Такэхиро Мурата / Takehiro Murata, Мики Накатани / Miki Nakatani, Юдзи Миякэ / Yuji Miyake

В последнее время почему-то сложилось мнение, что в Японии разучились делать самурайское кино. Режиссер Рюхэй Китамура, известный своей любовью к жанровому кинематографу, в одном интервью заметил, что голливудский «Последний самурай» имеет больше общего с сабельными драмами прошлого века, чем то кино с участием изящных клинков, которое делают сейчас в Японии. Качество некоторых образцов кинопродукции действительно подтверждает слова Китамуры. Например, «Принцесса Мечей» — далекий от оригинала римейк классической «Хладнокровной госпожи» с какой-то фотомоделью в главной роли — или компьютеризированная комедийная переработка «Затоiчи», сделанная Такеши Китано. Но в том же 2003 году, что и «Последний самурай» с «Затоiчи», вышел «Последний меч самурая», который опровергает миф о невозможности производства сейчас фильмов в классических традициях.

Даже повествование в нем сшито по выкройкам середины прошлого века. Открывается фильм встречей двух незнакомцев в 1899 году, когда класс самураев уже был запрещен и уничтожен. Хромой старик приводит своего внука к провинциальному доктору. В доме доктора старик находит фотографию самурая. Запечатленного на дагерротипе воина зовут Канитиро Ёсимура. Старик служил с ним вместе в отряде Синсэнгуми, доктор же в детстве был связан с его семьей. В их неспешной беседе, из серии нелинейных флэшбэков и складывается история самурая Ёсимуры, чей последний меч вынесен в название.

Этот рассказ заполнен историческими деталями, эпизодами обязательных самурайских обрядов и поединками. Сентиментальные эпизоды тут тоже присутствуют, например слезоточивый монолог Ёсимуры, обращенный к сыну. Тем, кто считает самураев выточенными из камня строгими рубаками, эти сопли могут показаться лишними, но в 60-е в фильмах о самураях эмоций было не меньше, чем в социальных или семейных драмах. Виртуозная работа актеров, органично кидающихся из рукопашных схваток в мелодраму, поддержана визуальным рядом, который также выполнен под старину. Какие-то кадры сделаны как картины позапрошлого века, какие-то прямо отсылают к фильмам Кобаяси и других классиков, и все вместе словно просит выключить цвет, чтобы «Последний меч самурая» стал еще сильнее похож на старое кино.

На родине традиционализм фильма приняли хорошо. Японская киноакадемия выдала два приза актерам и премию за лучший фильм года. Кстати, в этих номинациях с ним соревновался «Затоiчи», которому в итоге достались только технические призы. К сожалению, «Последний меч самурая» на Западе, в том числе и в России, известен меньше, чем фильм Такеши Китано о слепом массажисте. Стыдно признаться, но я сам проигнорировал показ «Последнего меча» на 25-ом Московском кинофестивале, а потом из-за того же мифа — «в Японии больше не делают хорошее самурайское кино» — не обращал внимания на DVD с этим фильмом и посмотрел его совсем недавно. Но, как известно, настоящему золоту незачем блестеть и привлекать к себе внимание — тем приятнее на него наткнуться.

список