Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / к / Кайдан

Кайдан

26 мая 2008г., Феликс Зилич
Kaidan
Hideo Nakata / Хидэо Наката , 2007
Произодство: Япония

В ролях: Кикуноскэ Оноэ / Kikunosuke Onoe, Хитоми Куроки / Hitomi Kuroki, Кумико Асо / Kumiko Aso, Масахико Цугава / Masahiko Tsugawa, Мао Иноуэ / Mao Inoue, Кэн Мицуиси / Ken Mitsuishi, Такааки Эноки / Takaaki Enoki

Японские фильмы ужасов больше не пугают. За последние годы они настолько погрязли в унылых самоповторах, что уже перестали собирать залы и потеряли почти всех своих зрителей.

Прямо на наших глазах жанр джей-хоррора медленно выдыхается и превращается в миф. Единственный человек, который все еще пытается этому помешать — продюсер Така Итидзэ. Человек, вытянувший на своих плечах франшизы «Звонок» и «Проклятье», не сдается и продолжает свой многолетний проект «J-Horror Theater». Проект, в рамках которого лучшие режиссеры Японии снимают по одному полноценному фильму в титульном жанре.

К выходу картины, о которой мы сегодня рассказываем, таких фильмов было снято уже четыре: «Предчувствие» Норио Цуруты, «Инфекция» Масаюки Отяи, «Реинкарнация» Такаси Симидзу, «Возмездие» Киёси Куросавы.

И вот теперь «Кайдан» Хидэо Накаты.

Самый амбициозный и при этом самый провальный фильм из выпущенной пятерки.

Главную причину неудачи вычислить совсем несложно. Уже по первоначальному замыслу было видно, что проект потребует от авторов не только профессионализма, но и приличного чувства юмора. По условиям игры, каждый режиссер должен был взять один жанровый штамп (инфекция, реинкарнация, возмездие) и попробовать придать ему новый смысл. Не секрет, что лучше всего это получилось у Куросавы, который выбрал путь откровенного абсурда и сделал очень смешную и очень страшную картину про бессмысленную месть — и к тому же идеальную пародию на собственное творчество.

В отличие от коллеги, Наката не собирался заниматься самопародией. Он воспринял предложение Итидзэ как прекрасный шанс для реализации собственных амбиций. Режиссер уже много лет планировал снять настоящий кайдан в классическом стиле, и теперь у него появилась возможность наконец-то осуществить свои планы.

В основу его нового фильма легла классическая новелла Энтё Саютэи «Кайдан о призраках болота Касанэ». Она переносилась на большой экран уже раз десять, в том числе и легендарным кайдан-мастером Нобуо Накагавой, работавшим с этим материалом на самом пике своей карьеры. Его картина Накате особенно импонировала, и он взял работу великого предшественника за образец. Создал в павильонах похожие на накагавовские декорации, нанял не примелькавшихся в современном кино профессионалов, а на главную роль пригласил неизвестного начинающего актера, причем настоящего актера театра кабуки Кикуноскэ Оноэ с уникальной внешностью звезды послевоенного кино. Одним словом, сделал все возможное, чтобы его фильм отличался от ревизионистских самурайских картин, которые выходили в Японии последние двадцать лет.

Но получилось то, чего режиссер больше всего боялся.

После всех реверансов в сторону старого черно-белого кино новый фильм Накаты превратился в самую обыкновенную телепостановку. Не помог даже пролог, снятый в черно-белой палитре. Обесцвеченная «цифровая» картинка смотрелась на экране особенно фальшиво и безвкусно.

Эксперимент явно не удался. Дух классического кино так и не был возрожден, а знакомство с его техническими приемами лишний раз показало их неактуальность. Несмотря на все усилия, Наката так и не смог вернуть к жизни атмосферу старого кино.

И что еще печальнее — явная беспомощность поколения кинематографистов, к которому принадлежит сам Наката. Достаточно посмотреть на список операторов, монтажеров, костюмеров и декораторов проекта, чтобы заметить один очевидный факт. Это поколение пришло в профессию уже после заката классического японского кинематографа и закостенело еще до начала кинематографа современного. Всем им пришлось выживать в условиях малобюджетного межвременья и год за годом отвечать за ошибки своих предшественников.

Совсем как главный герой фильма «Кайдан» — скромный продавец табака по имени Сэнкити. Сын убийцы и предателя. Хороший человек с плохой кармой.

список