Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / и / Ити

Ити

24 апреля 2009г., Феликс Зилич
Ichi
Фумихико Сори / Fumihiko Sori , 2008
Произодство: Япония

В ролях: Харука Аясэ / Haruka Ayase, Такао Осава / Takao Osawa, Ёсукэ Кубодзука / Yosuke Kubozuka, Сидо Накамура / Shido Nakamura, Рики Такэути / Riki Takeuchi, Акира Эмото / Akira Emoto

Правило № 13 из справочника «Как смотреть современное японское кино и не тронуться рассудком»: если видишь на экране девушку с катаной — немедленно жми на клавишу «стоп» и беги в аптеку за валидолом; тебе только что невероятно повезло, минуту назад ты чудом избежал церебрального клинча.

Девушки с катанами стали за последние десять лет одним из главных признаков дурного вкуса в японском мейнстриме. Неважно, что они обитали там еще со времен немого кино, — поколение анимэ и «Morning Musume» сделали все возможное, чтобы превратить эту культурную коду в нечто пластмассовое и неживое.

Разноцветное платье из сатина, модная укладка от Elle, розовые боты и пластиковая заточка — вот портрет настоящего воина-ниндзя рубежа тысячелетий. И если этого воина засунуть в порно вместо блокбастера (а это тоже большой сектор рынка), зрители все равно не смогут выдавить из себя ничего, кроме скептической ухмылки.

Проект «Ichi» трудно было воспринимать всерьез c самого начала. Сама идея нового фильма про Затоити, только с девушкой в главной роли казалась всем неизбежной, но уж слишком пародийной. Особенно в руках знаменитого CGI-гуру Фумихико Сори, человека для жанра «дзидайгэки» очевидно постороннего.

Однако теперь самое время остановиться и сказать, что, несмотря на все наши подколки, «Ити» неожиданно оказался фильмом вполне достойным. Не «хорошим» и уж точно не «замечательным», но вполне заслуживающим своей горсти респектов.

Самый первый респект — за общую интонацию картины. Режиссеру удалось совершенно избежать обычного фансервиса и сохранить правильный баланс между постмодернизмом «Cукияки-вестерна» и суровым реализмом «Сумеречного самурая». Второй респект — за образ Ити. Героиня Харуки Аясэ начисто лишена манерности и кавая; она — молчаливый угрюмый изгой, привыкший всегда и везде быть чужим. И самое главное — лучшим фехтовальщиком фильма Ити тоже не является: за всю картину она выходит победительницей лишь из двух схваток. Третий респект — за то, что в фильме есть настоящий Затоити. Мы видим его во флэшбеках, где он учит главную героиню обращаться с холодным оружием. Я не нашел имени актера, который играет эту роль, но сходство с Синтаро Кацу не вызывает сомнений.

Последний респект, последний и самый серьезный. Уверен, что вся моя симпатия к этому фильму проистекает именно из него. В записи саундтрека «Ити» принимала участие солистка группы «Dead Can Dance» Лиза Джеррард, что трудно не оценить по достоинству. Примерно с середины фильма, когда голос Лизы неожиданно возникает и ввинчивается в происходящее, уровень зрительской эмпатии возрастает раз в десять. Точнее будет сказать, что именно с этого момента эмпатия и пробуждается.

Первая половина фильма в самом деле не вызывает ничего, кроме сочувствия. На протяжении первого часа Фумихико Сори пытается создать на экране классическую тямбару, но все его попытки разбиваются об убогость присущей современному японскому кино «тивишности». Особенно мучительно смотреть на эту «тивишность» на крупных планах: у Сори снимались не самые плохие актеры, но попытки засунуть их в черно-белую рамку имени Гося и Кобаяси каждый раз заканчиваются катастрофой.

Стоит заметить, что сценарий Таэко Асано основан (вроде бы) на четвертом фильме про Затоити. Точнее, на той новелле Кана Симосавы, которая и легла в его основу.

Самурай Тому Фудзихира (Одзава) видит, как четверо бандитов пытаются изнасиловать девушку-годзэ. Он поспешно вступается за нее, забыв, что детские комплексы запрещают ему пользоваться катаной. К счастью, конфликт разрешается самым неожиданным образом, девушка достает меч и сама убивает своих мучителей. Трупы убитых бандитов находит сын местного старосты Торадзи Сиракава (Кубодзука). Пораженный мастерством их убийцы, он решает, что должен нанять этого человека телохранителем-ёдзимбо. Близится момент финальной схватки с разбойниками из банды одноглазого Банки (Накамура), и мастер подобного уровня может оказаться единственным, кто победит злодея. Но Сиракава делает серьезную ошибку — он принимает за убийцу беспомощного Фудзихиро, который не находит в себе сил отказаться от стипендии в 50 рю.

Напоследок два слова о профессии главной героини. Если Затоити был слепым массажистом из касты «дзато», то статус его молодой ученицы — бродячий музыкант из касты «годзэ». Годзэ — профсоюз слепых женщин, существовавший в Японии несколько столетий. (Последняя профессиональная годзэ Хару Кобаяси умерла четыре года назад в возрасте 105 лет.) Основной род занятий годзэ — исполнение народных песен в местах для увеселения. Дополнительный и не совсем легальный — массаж и услуги сексуального характера. При этом замужество и беременность означали немедленное изгнание из профсоюза. Некоторые женщины к старости меняли профессию, выбирая путь шамана или мико.

Сцена из фильма: Память (музыка Лизы Джеррард)
Сцена из фильма: Первый бой с Банки
Cлайд-шоу из жизни годзэ (по картинам Синъити Саито)

Фрагмент документального фильма про годзэ.

список