Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / б / Быстрорастворимое болото

Быстрорастворимое болото

28 января 2010г., Феликс Зилич
Instant Numa / Insutanto numa
Сатоси Мики / Satoshi Miki , 2009
Произодство: Япония

В ролях: Кумико Асо / Kumiko Asô, Морио Кадзама / Morio Kazama, Рё Касэ / Ryo Kase, Кэйко Мацудзака / Keiko Matsuzaka

Некоторые люди привыкли сидеть на заднице и говорить, что жизнь — это скучная и серая шняга. Ханамэ Дзинтёгэ не такая, она нормальная современная девушка: позитивная и энергичная, всегда с улыбкой, всегда в первых рядах. У Ханамэ есть работа, друзья, хобби и любимый человек. Ну, любимого человека, наверное, уже нет. Он был, но год назад собрал манатки, взял фотоаппарат и уехал в Италию. Улетел, но обещал вернуться.

Но Ханамэ не расстраивается. Она уверена, что причина ее неудовлетворенности жизнью совсем в ином.

Только в чем?

— Ты всегда опаздываешь, — однажды за завтраком сказала ей мать, — всегда и всюду.
— Ерунду говорите, маменька.
— Нет, почему? Вот сейчас, например, в кустах копается водяной-каппа, а ты его не видишь.
Ханамэ вскакивает из-за стола и подбегает к окну.
— И где он?
— Где-где… Убежал, разумеется. Я же говорю, ты всегда и везде опаздываешь.
— Шутить изволите, маменька. Водяных не существует.
— Ты это говоришь, потому что никогда их не видела. А не видела из-за того, что всегда и везде опаздываешь. Жизнь проходит мимо тебя, детка, а ты даже не замечаешь.

Глубоко в душе Ханамэ согласна с матерью. У нее даже есть своя теория собственного невезения.

Много лет назад, когда папа бросил маму, маленькая Ханамэ любила гулять на берегу местного болота. Девочка приходила сюда со своими любимыми игрушками, бросала их в трясину и долго-долго наблюдала за тем, как они медленно погружаются в грязь. Но однажды девочка с ужасом заметила как маленькая фигурка Манэки-Нэко, уходя в трясину, отчаянно дернула лапкой, словно прося о помощи или проклиная. Теперь Ханамэ уверена, что в тот самый день вместе с маленькой керамической кошечкой похоронила в болоте и собственную удачу.

Когда папа бросил маму…

Однажды днем Ханамэ позвонили из дома ее матери. Дежурный полицейский вежливо сообщил ей, что у мамы инсульт и она сейчас в коме.
— Как это могло случиться?
— Мы нашли ее на берегу пруда. Говорят, она искала там каппу.

После мамы остались лишь пустой дом и записка: твоего отца зовут Нобуро Дзинтёгэ — найди его.

За сутки до этого Ханамэ потеряла работу: ты плохой журналист, все интересные материалы проходят мимо тебя. Потеряла работу, но только обрадовалась. Теперь у нее было время избавиться от проклятья, а заодно и выполнить волю коматозной матери.

Нобуро Дзинтёгэ оказался очень странным человеком. Грязным, нечесаным, с воровской хитринкой в глазах. В одном из городских пригородов у него был свой маленький бизнес — антикварная лавка с гордым названием «Корпорация Бульбулятор». Ханамэ не стала говорить папаше, что она — его дочь. «Спрашиваете, кто я? Ваша дальняя родственница, приехала из деревни в гости. Не возражаете?» Нобуро не возражал. Семейное сходство было слишком очевидным. Вдобавок он понимал, что родня — это не только обуза, но еще и потенциальные покупатели, которым можно втюхать уйму всякой чепухи.

Ничего другого в антикварной лавке Нобуро Дзинтёгэ не найти. Только подделки, безобидный контрафакт и всевозможный забавный мусор: механизмы для предсказывания будущего, пердомашины, шкатулки с секретиками. Вещи, в принципе, бесполезные, но при этом способные убедить любого, что жизнь — не скучная и серая шняга, а бесконечная встреча с неведомым.

Первое впечатление от нового фильма Мики Сатоси — легкое разочарование. Мы уже привыкли к тому, что сюжетная пружина у Сатоси запускается в первые пять минут экранного времени. Длинная затравка и внутренний монолог главной героини вызывают недоумение и опаску: не повторяется ли кумир, не растерял ли свой талант. Минут через сорок становится понятно, что нет, не растерял. И даже наоборот, «Быстрорастворимое болото» — новая планка в его творчестве. Шаг вперед и вверх, навстречу Ясудзиро Одзу и прочим черно-белым небожителям.

Тема неполных семей раскрыта в современном кино очень неплохо. Десятки фильмов из года в год рассказывают зрителям о том, что ребенок, растущий без папы (или мамы) теряет в жизни очень многое. Ответа на вопрос «что именно?» в этих фильмах обычно не найти. Режиссеры привыкли смотреть на проблему со своих взрослых позиций, даже если повествование в картине ведется от лица ребенка. Что такое «папа»? «Папа» — это круто. Папа — это защитник, почти бог: в трудный момент он придет, потреплет по головке, ответит на все вопросы, и тебе сразу станет легче. Настоящее мужское начало, патернальная фигура. Авраам и Исаак, Ной и Хам, Адам и Каин.

По мнению Мики Сатоси, папа и мама — это как инь и ян. Если в твоем детстве не было иня, у тебя в организме переизбыток яна. Если не было яна — у тебя переизбыток иня. Все проблемы Ханамэ Дзинтёгэ именно от этого. Ее занудство, педантизм, неверие в сказки — результат нехватки «Корпорации Бульбулятор» и бездны всевозможной забавной ерунды, которая с ней связана. Но что делает человек, когда в его организме дефицит кальция или йода? Начинает принимать таблетки — быстрорастворимый экстракт необходимых веществ. Ханамэ Дзинтёгэ догадывается, что ее встреча с отцом скоро закончится. Шалопай узнает ее тайну и сбежит, девушка так и не успеет восстановить годы потерянного детства.

А это значит, что процесс необходимо ускорить. Найти быстрорастворимый экстракт чего-то, что может вернуть девушке ее детство. И, похоже, папаша знает, что это. Однажды он приходит к дочке и говорит, хитро ухмыляясь: у меня есть то, что тебе нужно; миллион йен — и оно твое.

Здесь можно было бы поставить точку, но я сделаю перед посадкой еще один вираж. И уверен, что топлива на этот вираж у меня хватит.

Наследие Ясудзиро Одзу висит над современным японским кино Дамокловым мечом. Десятки режиссеров всю жизнь занимаются унылым бытописанием, будучи уверены, что продолжают дело великого классика. После «Быстрорастворимого болота» становится очевидно, что остывшее кресло наконец занято достойным человеком. Пусть ему не хватает формализма и серьезности, зато он прекрасно чувствует величие бытовых мелочей.

Если ваша жизнь слишком скучна — попробуйте пару рецептов от Дзинтёгэ-старшего. Ну, хотя бы самый простой, его можно испытать прямо здесь и сейчас.

Отправляйтесь на кухню, возьмите пробку от раковины и заткните ею отверстие для слива. Теперь включайте воду и бегите в ближайший продуктовый магазин за банкой кока-колы. Цель эксперимента: успеть вернуться до того, как вода из раковины зальёт всю кухню.

Получилось? Тогда усложняем задачу.

Отправляйтесь в ванную комнату, возьмите пробку от ванной и заткните ею отверстие для слива. Теперь включайте воду и бегите в ближайшее кафе. Цель эксперимента: успеть позавтракать и вернуться до того, как вода из ванной зальет всю квартиру.

Ясудзиро Одзу сейчас на небесах, наверное, улыбается.

список