Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / б / Бог на стороне уток

Бог на стороне уток

23 ноября 2009г., Феликс Зилич
The Foreign Duck, the Native Duck and God / Ahiru to kamo no koinrokkâ
Ёсихиро Накамура / Yoshihiro Nakamura , 2007
Произодство: Япония

В ролях: Эйта / Eita, Гаку Хамада / Gaku Hamada, Мэгуми Сэки / Megumi Seki, Рюхэй Мацуда / Ryuhei Matsuda, Кэй Тамура / Kei Tamura

Песню Боба Дилана Blowin’ in the Wind знает каждый нормальный человек. В Америке на ней выросло уже несколько поколений пацифистов и борцов за гражданские права, ее исполняли в «Симпсонах» и «Улице Сезам», полгода назад с нее начинались «Хранители» Зака Снайдера. Припев этой песни — The answer is blowin’ in the wind — одна из величайших загадок нашего времени, породившая десятки толкований, от религиозных до самых абсурдных.

Первое впечатление, как известно, обманчиво. В фильме Ёсихиро Накамуры «Бог на стороне уток» песня Боба Дилана звучит двадцать или тридцать раз. Не исключено, что и все сорок. Сюжет строится вокруг этой песни, и ее незамысловатая лирика — подходящий ключ к пониманию фильма.

Отвечать на вопросы «почему» и «как это получилось» мы сейчас не станем. Спойлеры — удел слабых, наша миссия — не отвечать, а завораживать. Признаться честно, иногда это бывает очень сложно. Некоторые загадки смотрятся без ответа слишком блекло и мутно, и этот фильм — прекрасная тому иллюстрация. Расскажи про него, не открывая основных сценарных твистов, — и не почувствуешь вкус изюма. Не почувствуешь и не увидишь, а он есть, и он высшего качества.

Сина приехал в Сэндаи учиться в местном институте. Распаковывая вещи у дверей студенческого общежития, он мирно напевал песню Боба Дилана, пока за его спиной не раздался чей-то голос: «Тебе нравится Дилан?» — «Ну, да». — «Тогда заходи в гости». Говорившего звали Кавасаки, парень он был странный и обаятельный. Старшекурсник или уже выпускник — по разговору и поведению не разберешь.

И как у тебя получилось с Диланом, спросил Кавасаки у нового знакомого. В девятом классе мне нравилась одна девушка, а ей нравился Боб Дилан. По крайней мере, так про нее говорили. Чтобы произвести на одноклассницу впечатление, я разучил на гитаре Blowin’ in the Wind, однажды заманил девчонку в пустой кабинет и исполнил ей песню во всем блеске… Что это было, спросила она через минуту в диком удивлении, и я понял, что сплетням верить никогда нельзя.

Все верно, сказал Кавасаки, ты здесь новенький, поэтому тебя сразу стоит предупредить. Встретишь Рэйко из местного зоомагазина (а ты ее обязательно встретишь), она начнет рассказывать про меня всякую ерунду — не верь ей, не верь ни единому слову… Сутки спустя Сина и в самом деле познакомится с девушкой из зоомага. Ты — новый сосед Кавасаки, спросит она с явным любопытством. Тогда запомни одно правило: не верь ни единому его слову, никогда.

Но будет уже поздно. К этому моменту Сина уже согласится помочь своему соседу в его странном альтруистическом поступке.

— Твой сосед слева (то есть сосед моего соседа) — студент из Бутана. Он почти не знает японского, поэтому редко выходит из квартиры. Я знаю, что ему очень тоскливо, одиноко и скучно. При этом больше всего на свете он хочет узнать одно: чем отличается в японском языке утка японская (ахира) от уток иностранных (камо). Ответ на этот вопрос есть только в Большом орфографическом словаре, но он слишком дорого стоит. Я собираюсь украсть для него этот словарь из ближайшего супермаркета, и ты мне поможешь.
— Как?
— Я дам тебе пистолет. Игрушечный, но совсем как настоящий.
— И что я с ним буду делать?
— Ничего. Похищение — это моя забота. Ты просто встанешь возле служебного выхода и, если услышишь шум, поднимешь ствол, чтобы люди внутри увидели силуэт человека с оружием. Остальное — вопрос пары минут. Никто не пострадает, а мы сделаем доброе дело.

Истина — где-то там, утки иногда совсем не то, чем кажутся, а спойлеры — удел слабых. Мы про это уже вроде бы написали, но не поленимся повторить еще раз. «Бог на стороне уток» — коробочка с двойным дном, и при погружении на это самое дно куб не только увеличивает объем и глубину, но и превращается в настоящий параллелепипед. Был кубом — стал параллелепипедом, начинал с комедии — продолжил трагедией — закончил снова комедией.

Наверное, главная причина такого эффекта — выбор Эйты на роль Кавасаки. Не испытывая необходимости нырять в интроверсию, актер выдает харизму настолько высокой пробы, что сразу понимаешь: других актеров с подобным обаянием в Японии сейчас попросту нет. Быть может, только Такэси Канэсиро, хотя для роли Кавасаки он совершенно не подходит — графа в паспорте выдает.

Черт побери, а ведь это был спойлер.

Язык мой — враг мой.

список