Кухня
Есимицу Морита / Yoshimitsu Morita , 1989
Произодство: Япония
В ролях: Аяко Кавахара / Ayako Kawahara, Кэндзи Мацуда / Kenji Matsuda, Исао Хасидзумэ / Isao Hashizume, Миэ Хама / Mie Hama, Симон Ёцуя / Simon Yotsuya
Весной 1988 года дебютный роман
Родители главной героини — старшеклассницы Микагэ Сакураи — умерли, когда она была еще ребенком. С тех пор девочка жила вместе с бабушкой, но на прошлой неделе старушка скончалась, и Микагэ оказалась совсем одна в большом и совершенно пустом доме. На похоронах бабушки героиня знакомится со своим сверстником Юити — молодым продавцом из цветочной лавки, с которым покойная очень сильно дружила. Сочувствуя девушке, Юити предлагает ей пожить немного у него дома. Это не пикап и не подстава, говорит парнишка, мы с матерью живем одни, дом у нас большой, ты нам ничем не помешаешь. Героиня, по началу, не собиралась принимать это предложение, но увидела кухню в доме Юити — большую современную кухню, сверкающую пластиком и хромом — и не смогла отказаться.
Сюрпризы ожидали её в самый первый день. Оказалось, что мать Юити Эрико вовсе не мать, а отец. Много лет назад после смерти жены «Эрико» решил быть для сына одновременно и отцом, и матерью. С тех пор он/она носит женское платье и ведёт себя как самая настоящая женщина. Вдобавок к этому, владеет небольшим баром для геев. Появление в доме юной, но гордой пигалицы Эрико принимает с энтузиазмом. У моего сына проблемы с эмпатией и эмоциями. Он добрый и отзывчивый парнишка, но очень закупоренный и странный. Если тебе удастся сделать его более открытым и приветливым, мы все будем только счастливы,
В начале второй части романа Эрико погибает, убитая сошедшим с ума ухажером, а двое сироток начинают медленно и натужно искать собственную сексуальность. Книга завершается на открытой оптимистической ноте. Историй с похожим сюжетом в современном японском кино — море, они не знают временных или географических рамок, обычные соплевыжималки. Достаточно сказать, что во второй раз «Кухня» была экранизирована восемь лет спустя, но уже в Гонконге.
А теперь — стоп.
Зачем Морите понадобилось апеллировать к великому классику понять не сложно. С выхода «Поздней весны» прошло уже сорок лет, и Морита как хроникер новой эпохи Хэйсэй решил показать на пальцах, что изменилось за эти годы. Изменилось многое. Юноши стали более пассивными, чем девушки. Тот факт, что у Микагэ короткая стрижка, а у Юити — длинная грива, тоже не случайность. Про отца, который непонятно отец или мать, не будем даже говорить. В книге оба героя бросили школу: Микагэ пошла учиться в кулинарный техникум, Юити работает в цветочном магазине, а также на извозе. Морита продолжает эту цепочку, демонстрируя, что все персонажи фильма работают
Банана Ёсимото неоднократно упоминает, что самый популярный способ борьбы с депрессией для Юити и его отца — сходить в магазин и купить новый, пусть и совершенно бесполезный, кухонный гаджет. Морита, будучи
Морита — большой мастер, поэтому постмодернисткая игра с Одзу, пусть временами и совершенно случайная, ведется у него на всех уровнях. Главным достоинством «Поздней весны» была, на мой взгляд, хитрая эмоциональная закупоренность всех персонажей, когда за улыбками не всегда можно было угадать истинный ход их мыслей. Морите с первых фильмов удавалось заставить героев вести себя так, что зрители терялись в догадках, кто перед ними — хороший малый, аутист или