Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / все / Ключ

Ключ

5 октября 2009г., Феликс Зилич
Odd Obssession / Kagi
Кон Итикава / Kon Ichikawa , 1959
Произодство: Япония

В ролях: Матико Кё / Machiko Kyô, Тацуя Накадаи / Tatsuya Nakadai, Гандзиро Накамура / Ganjiro Nakamura, Дзюнко Кано / Junko Kano

Человек начинает стареть, когда ему исполняется десять лет. Именно в этом возрасте глаз теряет свою эластичность и перестает развиваться. После двадцати постепенно садится слух, после сорока ухудшается зрение. После пятидесяти начинают отмирать вкусовые рецепторы, немного позднее снижается обоняние. Еще примерно лет десять — и две трети функций организма прекращают свою деятельность. Кроме того, есть теория, согласно которой каждые двадцать лет человек становится ниже ростом на 12 миллиметров. Наука эту теорию пока не подтвердила, но разве это повод для оптимизма? Любой человек знает с детства, что старости не избежать.

Антиквар Кэндзи Кэммоти — не исключение, но он не намерен сдаваться. Из-за проблем с потенцией старик готов на все: глотать таблетки, пить микстуры, делать опасные инъекции. Лечащий врач предупреждает: «У вас высокое давление, остановитесь», — но Кэммоти его как будто не слышит. Однажды старик находит новый способ искусственного омоложения — ревность. Лютый способ, от которого кровь в венах бежит быстрее, а мысли путаются и становятся дерзкими, как у мальчишки. Обостряя это чувство, Кэммоти сводит со своей женой Икуко студента-фельдшера Кимуру, жениха их дочери Тосико. Антиквар искусственно создает ситуации, когда Икуко и Кимура могли бы оставаться наедине, слегка пьяными и полуголыми. Старика это очень возбуждает, он снова ощущает себя молодым и энергичным, и пусть давление у него зашкаливает, зато в штанах снова пробуждается жизнь.

Антиквар Кэндзи Кэммоти не подумал, что у его супруги Икуко тоже могут быть проблемы со старением. Почувствовав на своем теле молодые руки, женщина мгновенно забывает о климаксе и начинает строить фантастические планы на будущее. Ее супруга в этих планах уже нет; высокое давление и гиперактивность должны свести глупого старика в могилу, и Икуко готова ему в этом помочь.

Дзюнъитиро Танидзаки написал роман «Ключ», когда ему было уже 70. К тому времени нация кормилась его эротическими фантазиями много лет, поэтому никого не удивило, что автор избрал для своего романа форму дневника.

«С 1 января нынешнего года начну заносить в дневник то, о чем прежде не решался упоминать. Я всячески избегал входить в подробности моих интимных отношений с женой. Боялся, что тайком прочтет и рассердится, но теперь я решил отбросить все страхи».

Рассказчиков в книге было двое — господин и госпожа Кэммоти. Выдержки из их ежедневников приятно контрастировали друг с другом и помогали зрителю увидеть историю с разных сторон баррикад. Но для режиссера Итикавы этого было мало. В качестве идеального рассказчика, а также своего альтер эго он предпочел молодого фельдшера Кимуру. С его монолога про эластичность глаза и начиналась первая экранизация книги Танидзаки.

Кимура мерзотен и слаб; он считает себя циничным андердогом, готовым ради богатства и карьеры на любые жертвы, но не замечает, что стал безвольной игрушкой в руках семейства Кэммоти. И не только для больного старика, но и для его жены, и их дочери; каждый пытается использовать фельдшера в своих интересах, и Кимура не в состоянии сопротивляться.

Многим недоброжелателям Итикавы (например, мне) приятно ассоциировать режиссера именно с этим персонажем, но поступить так — значит попасться в хитрый режиссерский капкан, где разговоры Кимуры со зрительным залом — всего лишь умелый сюжетный гиммик. Итикава понимает, что шутки молодых в адрес стариков слишком дешево стоят, поэтому в качестве собственной маски он выбрал персонажа, для которого Гэндзи и Икуко — всего лишь дети. Этого персонажа узнать совсем не трудно; при первом же его появлении на экране мы узнаем, что он слаб зрением и совершенно не различает цвета.

Совсем как создатель картины, для которого «Ключ» — всего лишь второй или третий побег за пределы строгого черно-белого кино.

список