Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / все / Догра Магра

Догра Магра

7 мая 2009г., Феликс Зилич
Dogra Magra / Dogura magura
Мацумото Тосио / Matsumoto Toshio , 1988
Произодство: Япония

В ролях: Ёдзи Мацуда / Yoji Matsuda, Сидзяку Кацура / Shijaku Katsura, Хидэо Мурота / Hideo Murota, Эри Мисава / Eri Misawa, Лео Моримото / Leo Morimoto

Человек приходит в сознание, протирает глаза и с удивлением смотрит вокруг.

Каменные стены, белая пижама, чугунная дверь с маленьким окошком. «Кто я? Где я?» Через минуту из-за стены звучит девичий голос: «Зять? Зять, ты меня слышишь? Ответь, пожалуйста!» Человек поднимается с кровати и прикладывает ухо к стене, но голос больше не слышен.

Проходит некоторое время, дверь открывается и в комнату входит пожилой человек с окладистой бородой и с пенсне на цепочке.
— Вы меня помните? Вы что-нибудь помните?
— Я… наверное, нет.
— Понятно. — Бородач вынимает из кармана визитную карточку и протягивает ее собеседнику.
«Профессор Кётаро Вакабаяси, Отделение психиатрии университета Кюсю».
— Значит, я…
— Да. Это палата № 7 психиатрической лечебницы.
— Психиатрической?
— Месяц назад профессор Масаки нас покинул, и его пациенты были переданы мне…
— Значит, я сумасшедший.
— Сумасшедший? С чего вы решили?
— Я ничего не помню. Не помню имени, вчерашнего дня, лица своего не помню.
— Вы пережили неприятный инцидент. У вас временная амнезия, результат психологической травмы.
— Травмы?! Доктор, помогите мне! Скажите, кто я такой?
— Вы должны сами найти ответ на этот вопрос, тогда все сразу встанет на свои места.

Профессор Вакабаяси приглашает своего пациента в соседнюю палату, палату № 5.
На кровати лежит девушка, лежит и тихо шепчет: «Прости меня, сестра, прости за мое предательство».
— Вы знакомы с этой девушкой? Вы узнаете ее лицо?
Девушка открывает глаза и видит пациента доктора Вакабаяси. «Зять, что ты тут делаешь?»
Через секунду у нее начинается истерика.

Профессор Вакабаяси приглашает пациента в просмотровый зал и включает киноаппарат.
На белом экране — кукольная постановка из времен династии Тан.

«Более 1100 лет назад в Китае жил талантливый художник У Цин-сю. Император Сюань-цзун настолько ценил его картины и уважал мнение, что отдал в жены художнику одну из своих любимых наложниц. Но однажды император влюбился в красавицу Ян Гуйфэй и совсем потерял рассудок от страсти. Отныне император слушал только любовницу и ее родню, что плохо отражалось на жизни его народа. Надеясь спасти Поднебесную, У Цин-сю решил пожертвовать самым дорогим. Он удалился вместе с невестой в горную хижину, попрощался, а потом задушил девушку. Поместив мертвое тело на ложе, художник стал рисовать картины, подробно показывающие процесс разложения человеческой плоти. Так У хотел сказать императору, что красота и страсть не вечны. Он надеялся, что император поймет его послание и к нему вернется рассудок.

Но закончить свой труд художник не успел: тело мертвой Дан испортилось слишком быстро. В приступе отчаяния У Цин-сю стал похищать девушек из ближайшей деревни, но и это не помогло. Деревенские жители выследили безумца и сожгли его хижину. В обгорелых одеждах и с пустыми руками художник вернулся в свой дом и увидел на пороге… мертвую жену. «С возвращением, муженек, — сказала покойница, — я так долго тебя ждала». Художник не догадался, что перед ним вовсе не Дан, а ее младшая сестра. В скором времени супруги покинули Поднебесную и поселились в Японии. Здесь у них и родились дети».

— Вы и девушка из пятой палаты — потомки У Цин-сю и Дан.
— Не может быть.
— Мы проследили многовековую историю вашего семейства и теперь не сомневаемся.
— Но зачем… для чего это нужно?
— Профессор Масаки занимался исследованиями в области наследственной психологии. Он был уверен, что человек, получивший сильную психологическую травму, способен передать шок от этой травмы всем своим потомкам. Вы поступили в нашу клинику пять месяцев назад…
— Вы хотите сказать, что…
Профессор Вакабаяси замолчал, потом достал из кармана газетную вырезку и протянул пациенту.

«14 мая 1926 года студент-медик Итиро Курэ задушил свою кузину Моёко всего за сутки до предстоящей свадьбы. Подробности и обстоятельства этого преступления расследуются…»

«Dogra Magra» (1935) — последний и самый известный роман детективщика и сюрреалиста Юмэно Кюсаку (1899-1936). Настоящая юнгианская готика, одна из первых японских книг в жанре «sci-fi».

Многие годы роман считался непригодным для экранизации, но Тосио Мацумото это не остановило. Знаменитый авангардист попытался укротить строптивую книгу и отчасти преуспел. Посмотреть на неоднозначный результат его мучений стоит в любом случае. Есть опасение, что другого шанса для знакомства с романами Кюсаку нам никогда более не представится. И это очень печально.

Главная проблема фильма — манерная балаганность, присущая почти всем картинам про «серебряный век» (в Японии — это эпоха Тайсё, 1912-1926). Если режиссер снимает фильм об этом времени и ему не нужно касаться реальных исторических событий, его лента неизбежно превращается в винегрет из сепии, слапстика и dream-like мистики. «Господин Оформитель» и «Кагэроза», «Цыганские напевы» и «Первая встреча, последняя встреча». Мацумото усугубил эту тенденцию, пригласив на ключевую роль не киноактера, а настоящего рассказчика-ракуго и прирожденного артиста разговорного жанра Сидзаку Кацуру.

Между прочим, «Dogra Magra» — это вовсе не скороговорка и не каламбур, а тайная молитва христианских сектантов из Нагасаки (скрестим теперь пальцы и улыбнемся, сделаем вид, что поверили в эту абракадабру).

«Плод, о плод! Познал ли ты сердце матери своей — это ли знание ужасом наполняет тебя?»

список