Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / а / Архипелаг в судорогах

Архипелаг в судорогах

30 марта 2011г., Феликс Зилич
Deathquake / Jishin rettô
Кэндзиро Омори / Kenjirô Ohmori , 1980
Произодство: Япония

В ролях: Хироси Кацуно /Hiroshi Katsuno , Тосиюки Нагасима / Toshiyuki Nagashima , Юми Такигава / Yumi Takigawa, Каё Мацуо / Kayo Matsuo, Син Сабури / Shin Saburi, Эйдзи Окада / Eiji Okada, Кэй Сато / Kei Sato, Цутому Ямадзаки / Tsutomu Yamazaki, Тиаки Мацубара / Chiaki Matsubara

После начала Сэндайского землетрясения про этот фильм вспоминали неоднократно. В том числе и автор этих строк, который умудрился посмотреть картину всего за пять дней до начала первых подземных толчков. Надо признать, без монструозных водоворотов и горящей в прямом эфире «Фукусимы» картина воспринималась совершенно иначе. Как еще один фантастический аттракцион, каких в истории японского кино было невероятное множество.

В середине 1970-х студия Toho решила временно прекратить выпуск фильмов про Годзиллу. Последние картины франшизы почти не окупались, и продюсеры были готовы отправить своих покемонов на заслуженный отдых. На смену фильмам про кайдзю пришли фантастические блокбастеры из реальной жизни — про землетрясения, наводнения, пожары и цунами. «Архипелаг в судорогах» был одним из последних фильмов этой серии и, возможно, одним из самых реалистичных. Не последнюю роль здесь сыграла «тяжелая артиллерия» — сценарист Канэто Синдо и режиссер Кэндзиро Омори, в 1963-1970 годах работавший ассистентом у Куросавы. Синдо и Омори не стали брать пример с иностранцев и размазывать по мольберту трагические истории десятков персонажей. Под прицелом авторов оказались всего несколько человек, чьи судьбы переплелись в один большой и болезненный узел.

Сейсмолог Ёити Кавадзу провел все необходимые испытания и уверен на сто процентов: в течение месяца Токио ожидает землетрясение силой в 8 или 9 баллов. Начальство сейсмолога не хочет верить его заключениям — никто не готов брать на себя ответственность за массовую эвакуацию и уличные беспорядки, поэтому несчастного ученого швыряют из одного офиса в другой. Но жизнь Кавадзу и без этих испытаний не сахар. Жена подала на развод, в доме царят ненависть и отчаяние, а влюбленная в ученого секретарша сидит у себя в квартире и терпеливо ждет часа, когда мужчина сделает выбор.

И Кавадзу уже готов порвать рубашку и сказать свое веское слово, но боги распоряжаются иначе. В тот миг, когда на Токио обрушится первая волна подземных толчков, Ёити Кавадзу окажется в вагоне метро с женой и дочерью. Здесь, под руинами обвалившегося метрополитена, сейсмологу предстоит сделать последний и самый важный выбор в своей короткой личной истории.

Несмотря на преобладание в фильме ярких мелодраматических элементов, Синдо находит достаточно времени и места и для острого социального дискурса. Под пером сценариста Токио образца 1980 года — это город, совершенно позабывший об ужасах бомбежек и кошмарах Кантосского землетрясения. Город, настолько обросший стеклом и пластиком, что даже легкий подземный толчок способен обрушить целые кварталы словно невесомые карточные домики. И что самое ужасное, о возможности катаклизма забыла вовсе не молодежь (ей просто нечего помнить), а люди старшего поколения. Люди, наделенные властью и полномочиями, способные спасти жизни тысяч соотечественников.

Любопытно, что тридцать лет спустя фильм Кэндзиро Омори часто приводят как пример грамотной «работы над ошибками». В статье на Wiki есть целый раздел, где подробно и убедительно рассказывают, что и как было изменено в системе борьбы с катаклизмами на территории японской столицы за последние десятилетия. Хочется верить, что эти слова не пустышка и еще не одна сотня жизней будет спасена.

список