Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group

Галерея:

фильмы / а / Авалон

Авалон

18 ноября 2005г., Сергей Кузнецов для "Ведомостей"
Avalon / Avalon
Мамору Осии / Mamoru Oshii , 2001
Произодство: Япония, Польша

В ролях: Малгорзата Форемняк / Malgorzata Foremniak, Владислав Ковальски / Wladyslaw Kowalski, Йержи Гудейко / Jerzy Gudejko, Дариус Бискупски/ Dariusz Biskupski

Режиссер Мамору Осии — персонаж культовый и у нас почти неизвестный. Создатель визитной карточки новой японской анимации — фильма «Призрак в доспехах» — долгое время был известен по имени только сравнительно немногочисленным поклонникам аниме. Его фильм «Авалон» — первый игровой фильм японского классика и фильм в высшей степени неожиданный.

Дело, конечно, не в том, что это фильм об игре и реальности. По традиции, заданной «eXistanZ» Дэвида Кроненберга и «Нирваной» Габриэля Сальваторе, картина названа так же, как игра — «Авалон». Впрочем, разработкой этой темы давно никого не удивишь. Тем более неудивительно, что к ней обратился Осии: снятый в 1995 году «Призрак в доспехах» считался классикой киберпанка еще в те времена, когда ни Сальваторе, ни Кроненберг, вероятно, даже не задумали свои фильмы.

Неожиданно в «Авалоне», прежде всего, видение будущего. Конечно, это снова огромная помойка, но на этот раз не высокотехнологическая, а по-настоящему нищая. Если не считать компьютеров и шлемов виртуальной реальности, там нет никаких признаков будущего. Не будет преувеличением сказать, что это будущее напоминает наше собственное прошлое в самой мрачной его модификации: жестяные миски в столовой, облупившаяся краска стен, угрюмые лица, согнутые фигуры. Пресс-релиз называет мир фильма «футуристической вселенной коммунистической страны», хотя никаких признаков «реального социализма» в фильме нет — ни тотальной слежки, ни коррупции, ни пропаганды. Точнее было бы сказать, что это мир низкотехнологичной нищеты и убожества, в котором голод стал повседневной реальностью для большинства жителей — достаточно вспомнить, как жадно ест один из напарников главной героини.

Тем не менее, создавая свое будущее, Мамору Осии определенно держал в голове прошлое восточной Европы: он даже хотел, чтобы военная форма участников игры напоминала форму Советской Армии (на наше счастье, этого не случилось), и в конце концов снял фильм в Польше, предпочтя ее рассматривающимся вначале Англии или Ирландии. Мы видим узкие улочки, развалины домов, дребезжащие трамваи, тускло горящие окна — грань между реальностью и игрой размыта с самого начала. Разница только в том, что в реальном мире главная героиня Эш (польская звезда Малгожата Форемняк) — нескладная девушка-очкарик в косо сидящем плаще, а в мире «Авалона» она непобедимый воин-одиночка, грациозная, ловкая и прекрасная. Но оба мира сняты в одной и той же желто-коричневой гамме, достаточно непривычной для зрителей киберпанковской фантастики и напоминающей в лучшем случае «Сталкера», а в худшем — питерский некрореализм и русское параллельное кино.

Можно понять, что привело Осию к такому решению. Режиссер-новатор, он пытался найти новые, неожиданные стилистические ходы, избежав стандартного изображения будущего как сверкающего огнями реклам мегаполиса или темного подземелья, где из коммуникаций, напоминающих кишки Левиафана, сочится вода. Его решение неожиданно и визуально изящно — хотя нельзя сказать, чтобы оно сделало просмотр фильма легким делом. Все-таки, выбирая для просмотра киберпанковское кино про виртуальную игру, трудно настроиться на полтора часа монохромного видеоряда. Впрочем, теперь зритель предупрежден.

Избегая предупреждать о слишком многом, я не стану рассказывать о неожиданных сюрпризах, ждущих вас на последних минутах фильма. Героиня, конечно, пробьется на высший уровень, существование которого оправдывает название игры (точно так же, как у кельтов Авалон — остров, где пребывают души мертвых воинов, высший уровень игры «Авалон» — место, где пребывают виртуальные двойники впавших в кому игроков). Но этот уровень называется «Реальность», и только зритель фильма может понять — почему.

Сочетание польской актерской школы (все роли в фильме исполняют поляки), японских спецэффектов, музыки и звука дает странный эффект. Джеймс Кэмерон назвал «Авалон» самым красивым, художественно совершенным и элегантным научно-фантастическим фильмом. Мне кажется, что создатель «Терминатора» и «Чужих» несколько преувеличил успех первого игрового фильма Мамору Осии, но, в любом случае, «Авалон» заслуживает того, чтобы быть увиденным не как странное японское кино, где все почему-то говорят по-польски, а как творение настоящего мастера — пусть даже и не самое удачное.

список